18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ленинградское послевоенное искусство по «групповому признаку»

В петербургском Музее нонконформистского искусства проходит выставка работ из собрания Николая Кононихина

Главные герои выставки в петербургском Музее нонконформистского искусства (в составе арт-центра «Пушкинская, 10») — ленинградские художники послевоенного периода — как признанные классики, так и незаслуженно забытые — из собрания Николая Кононихина.

Экспозицию «Искусство глазами коллекционера» составили около 50 произведений живописи и графики, представленные по «групповому признаку» — от советского импрессионизма, ленинградских учеников «Бубнового валета» и «группы одиннадцати» до художников мастерской ленинградской литографии, круга Павла Кондратьева, общества «Аполлон». Эту выставку можно было бы назвать своеобразной историей ленинградского андерграунда, но сам Николай Кононихин, коллекционер и искусствовед, считает разделение искусства послевоенного периода на официальное и неофициальное неправильным.

«Цель моей выставки — опровергнуть разобщенность официального и неофициального, потому что в жизни все было сложнее, все переплеталось, а не противостояло друг другу, — рассказал Николай Кононихин. — Разве можно сказать, что художники, например, из ленинградских литографских мастерских были только официальными или неофициальными? А группа Павла Кондратьева? Они же все были членами Союза художников, состояли в ЛОСХе, но при этом и Павел Кондратьев, и Владимир Стерлигов передавали свою эстафету учебы у запрещенных тогда мастеров русского авангарда своим ученикам!»

С авторами многих работ, представленных на выставке, Николай Кононихин был знаком лично или дружил с их родными. Первый зал экспозиции — своеобразный вход в модернизм. Дальше показаны ученики Александра Осмеркина Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Сергей Осипов, Ольга Богаевская, воспринявшие эстетику «Бубнового валета». Затем представлены работы «группы одиннадцати»: Завена Аршакуни, Валерия Ватенина, Германа Игошина, Виталия Тюленина, Константина Симуна. Среди представленных авторов есть и незаслуженно забытые имена: например, Григорий Израилевич, Борис Стародубцев. А работа Стародубцева «ДТП» сохранилась только благодаря стараниям коллекционеров: она чуть не сгорела во время пожара, и след от сапога пожарного, заметный на поверхности картины, теперь стал ее неотъемлемой частью. В планах собирателя — передать это произведение в музей.

«Я всегда выбирал работы с точки зрения того, как они будут смотреться в музейном зале, — рассказал коллекционер. — К ужасу моей жены, меня никогда не интересовало, как картина будет выглядеть на стенах квартиры. Приносил вещи домой, ставил в угол и начинал обдумывать музейный проект. И я рад, что могу внести свой вклад в просветительскую работу, потому что, увы, многих ленинградских художников второй половины XX века до сих пор плохо знают. Учеников Александра Осмеркина как 20 лет назад не знали, так и теперь мало знают. Поэтому появилась и эта выставка, и мой цикл лекций, которые я читаю в Русском музее».

На протяжении всей работы выставки Николай Кононихин будет читать свои лекции в Музее нонконформистского искусства по субботам.

Выставка продлится до 21 апреля.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+