The Art Newspaper Russia
Поиск

Борис Голополосов — герой экспрессионистского труда

Выставка в Третьяковке — это первый музейный показ работ почти забытого художника из плеяды тех, кто был активен на арт-сцене первых послереволюционных лет

В связи с прошлогодней выставкой «Экспрессионизм в русском искусстве» в Русском музее разгорелась интеллектуальная полемика на тему: а было ли у нас вообще такое художественное явление и на каком основании тех или иных оте­чественных авторов записали в экспрессионисты? Вопросы и впрямь дискуссионные, но нет сомнений, что имелись в нашем искусстве фигуры, которые могут быть зачислены в экспрессионисты.

К их числу принадлежит и Борис Голополосов (1900–1983). Он учился во Вхутемасе в мастерской неопримитивиста Александра Шевченко — и это решающим образом повлияло на его становление. Хотя у мэтра он почти ничего не заимствовал: манера Голополосова с самого начала выглядела совершенно самостоятельной. И не только манера. Чем дальше, тем все чаще он брался за сюжеты, где сквозила безысходность советской жизни. 

Парадоксальным образом эта линия обозначилась у него в результате работы над темой, которая очень поощрялась в СССР. Воспевать социалистический труд полагалось всякому творцу — и Голополосов как бы следовал тренду. Однако образы шахтеров, трактористов, чаеводов и матросов выходили у него весьма далекими от соцреалистических установок. Живописец сознательно шел путем того самого экспрессионизма — вплоть до кошмарных аллегорий, подразумевающих крах гуманистического сознания.

В 1938 году Голополосова исключили из Московского союза художников «за формализм». В этих обстоятельствах он предпочел не просто покинуть столицу, но буквально раствориться на просторах необъятной родины, скитаясь по городам и весям и перебиваясь случайными заработками. Возможно, именно это и спасло ему жизнь. 

Лишь в конце 1970‑х о художнике вспомнили, он даже был восстановлен в творческом союзе. Но временем его значительных свершений так и остались 1920–1930-е годы. Именно этот период и рассматривается на выставке, которая оказалась первой музейной ретроспективой Голополосова. Экспозиция включит около 40 живописных работ и чуть более 80 листов графики (помимо нескольких музеев и частных коллекционеров, свой вклад внесла семья художника, где по сей день хранятся очень важные его произведения) и дает основание говорить, что речь здесь идет о большом художнике. Безо всяких скидок на трудности биографии.

Новая Третьяковка
Головой о стену. Живопись и графика Б.А.Голополосова 1920–1930-х годов
21 марта – 2 июня

Просмотры: 4495
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
9
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
10
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru