18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия и Китай обменялись царскими династиями

№71
Материал из газеты

Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле

Музеи Московского Кремля, продолжая выставочный цикл, посвященный сокровищам монарших домов Запада и Востока, на этот раз предоставили свои площадки для показа артефактов и документов эпохи последней китайской династии Цин из дворца-музея Гугун в Пекине с его самым полным собранием предметов искусства периодов Мин и Цин. В ответ на этот жест в августе Гугун получит из собрания Музеев Кремля выставку «Церемониалы российского императорского двора».

В этом обмене есть своя интрига: династии Цин и Романовых начались и завершились почти одновременно (китайская — официально в 1917 году). Обе возникли из смутных времен и народных восстаний, правление обеих завершилось революциями. Кстати, первое официальное соглашение между Россией и Китаем было подписано в эпоху Цин и Романовых — Нерчинский договор 1689 года. 

Из 250-летней истории династии Цин кураторы выбрали период царствования императора Цяньлуна (1736–1796), имя которого переводится как «непоколебимое и славное правление». Его держава, получившая название «Высокая Цин», в результате многочисленных военных походов расширилась до Тибета, Джунгарии и Кашгарии. Китай действительно стал империей, а Цяньлун — «отцом народов». Просвещенный абсолютизм, которого придерживался Цяньлун, был достаточно свое­образным. Для начала император избавился от инакомыслящих: покарал сектантов, изгнал проповедовавших христиан и закрыл страну от чужеземных влияний — как идей, так и товаров, оставив для сношений с внешним миром только один порт — Гуанчжоу (Кантон). В то же время при нем была собрана гигантская библиотека «Сыку цюаньшу» («Полное собрание четырех разделов литературы»), в которую вошло стараниями 360 ученых около 3,5 тыс. книг: китайской классической литературы, по истории и географии, философии и искусствам. При этом за просочившиеся антиманьчжурские тексты ученые моментально отвечали головой. Но тогда же был создан шедевр китайской литературы — «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня. Стоит вспомнить и о культурной гордости Поднебесной — пекинской опере. 

При императоре Цяньлуне, правившем 60 лет, был досконально отработан дворцовый церемониал, доставшийся по наследству от династии Мин. Пышность парадных императорских одеяний не идет ни в какое сравнение с предыдущими царствованиями. Кроме того, на выставке демонстрируются парадная утварь, музыкальные инструменты и ритуальные предметы, использовавшиеся во время главных государственных церемоний и в придворном обиходе Запретного города. 

Музеи Московского Кремля
Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке
15 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+