The Art Newspaper Russia
Поиск

Из пыли к миллионам: история «утраченного „караваджо“»

Картину, которая теперь считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, в июне выставят на торги с эстимейтом £86–129 млн

В 2014 году на чердаке дома на юге Франции случайно нашли полотно, которое приписывают Караваджо. С момента обнаружения его судьба привлекает пристальное внимание как мировых экспертов, часть которых не согласна с атрибуцией, так и широкой публики. Сейчас картина экспонируется в лондонской галерее Colnaghi, а в июне ее собираются выставить на торги в тулузском La Halle aux Grains. Мы вспоминаем ее путь от безвестности на пыльном чердаке до топов новостей.

Апрель 2014 года: 23 апреля аукциониста Марка Лабарба приглашают в тулузский дом для оценки большого полотна. По имеющейся информации, в какой-то момент в дом проникли воры, которые вынесли ряд ценных вещей, но не стали брать картину, посчитав, что она ничего не стоит. На полотне изображена сцена из истории Юдифи, молодой вдовы из Ветилуи, которая спасла родной город от осады ассирийцев, очаровав и обезглавив полководца Олоферна.

Правительство Франции налагает 30-месячный запрет на вывоз произведения за пределы страны, пока эксперты рассматривают вопрос о его подлинности.

Апрель 2016 года: 12 апреля, после двух лет исследований и в том числе трехнедельного изучения в лабораториях Лувра, находку показывают прессе, а министр культуры Франции объявляет ее национальным достоянием.

Специалист по старым мастерам Эрик Тюркен рассказывает, что «эксперты, искусствоведы, реставраторы-консерваторы и рентгенологи изучали картину в обстановке строжайшей секретности». Он добавляет, что хотя «консенсуса [касательно подлинности] нет, я и не стремлюсь к консенсусу. Например, атрибуцию дублинского полотна [имеется в виду картина «Поцелуй Иуды», атрибутированная Караваджо в 1991 году] в 2003 году еще продолжали критиковать. Караваджо прямо-таки создан для бесконечных споров».

Другой специалист по Караваджо, Мина Грегори, сообщает The New York Times, что считает картину копией кисти фламандского художника Луи Финсона. В ответ на вопрос, поставила ли эта находка специалистов по творчеству Караваджо перед новой дилеммой, Ричард Спир, эксперт по итальянскому барокко из Принстонского университета, говорит: «Это не дилемма и даже не совсем неожиданность, поскольку мнения касательно атрибуции разделились». Тюркен тем временем настаивает: «Я более чем уверен, что картина — утраченное полотно Караваджо, которое [фламандский художник] Франс Пурбус видел в 1607 году».

Ноябрь 2016 года: Картину впервые выставляют в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606). Директор пинакотеки Джеймс Бредберн говорит, что выставка «Караваджо. Вопрос атрибуции» дает широкой публике уникальную возможность сравнить обе картины.

Решение экспонировать спорное полотно вызывает полемику, и искусствовед Джованни Агости выходит из консультативного совета пинакотеки в знак протеста против «некритического» представления картины, которая «не только является частной собственностью, но и выставлена на продажу».

Январь 2019 года: запрет на экспорт снимают после отказа Лувра приобрести это произведение. После того как картина получает разрешение на свободное перемещение, Тюркен говорит Le Figaro: «Это позволило нам незамедлительно начать реставрацию. Но решение о продаже будет принято не раньше, чем завершатся все работы. Все будет зависеть от владельцев и от аукциониста в Тулузе, который представляет их интересы».

Февраль 2019 года: произведение привозят в Лондон в галерею Colnaghi на выставку, которая продлится до 9 марта, после чего оно вернется в Тулузу, где летом будет выставлено на торги. Тюркен говорит, что «это будет аукцион без резерва. Это будут настоящие торги без гарантий, без всей этой ерунды, самый настоящий аукцион», и высказывает предположение, что покупателем, вероятнее всего, станет музей.

Материалы по теме
Просмотры: 3406
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
5
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
6
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
7
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
8
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru