18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Пинакотеке Брера показывают «Караваджо» найденного на чердаке

Ученым и посетителям предлагают самостоятельно оценить достоверность спорной атрибуции «Юдифи, обезглавливающей Олоферна»

Спорное полотно Караваджо, обнаруженное на чердаке неподалеку от Тулузы и уже получившее статус национального наследия Франции, впервые попадает на открытую для широкой публики экспозицию. «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1606–1607) будет экспонироваться бок о бок с находящимся в коллекции Пинакотеки Брера шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606), копией «Экстаза святой Магдалины» (после 1610) Караваджо и тремя работами фламандского последователя Караваджо Луи Финсона.

Экспозиция «Караваджо. Вопрос атрибуции» (10 ноября 2016 — 5 февраля 2017) войдет в серию «диалогических» выставок Брера, в рамках которых произведения из ее коллекции показывают рядом с важными экспонатами из других музеев. Директор миланской пинакотеки Джеймс Брэдберн объяснил, что искусствоведам и обычным зрителям предложено самим оценить достоверность спорной атрибуции картины.

Караваджо, который живет на крыше

Мнения экспертов об этом проекте, придуманном Никола Спинозой, специалистом по творчеству Караваджо, бывшим директором неаполитанского музея Каподимонте, уже разделились.

25 октября искусствовед Джованни Агости вышел из консультативного совета пинакотеки, протестуя против «некритического» представления картины, которая «не только является частной собственностью, но и выставлена на продажу».

В 2014 году это произведение обнаружила французская семья, собравшаяся чинить протекавшую крышу. Полотно доверили парижскому дилеру, специализирующемуся на продаже старых мастеров Эрику Тюркену, заявившему, что оно может стоить около €120 млн.

«Брера — государственный музей Италии, а не частная галерея или банковский фонд. Демонстрация произведения в ее залах автоматически придает ему авторитетности», — написал Агости в письме Брэдберну.

Недвусмысленное предупреждение

Споры развернулись из-за того, что работа названа произведением Караваджо и на выставке, и в каталоге экспозиции. Музей «не должен принимать условия одолжившей холст стороны, в особенности если той поручено его продать», — говорит Агости.

Брэдберн рассказал The Art Newspaper, что французская «Юдифь» будет демонстрироваться с «недвусмысленным предупреждением» о том, что атрибуция принадлежит собственнику, а не музею. «Нет никаких сомнений в том, что с этой картиной связана некоторая неопределенность».

Техническое исследование пока что не принесло окончательных результатов. В марте министерство культуры Франции объявило работу национальным достоянием и наложило 30-месячный запрет на экспорт, а Лувр продолжает изучать спорный холст, пока правительство раздумывает, делать или не делать предложение на его покупку.

Спиноза вошел в число специалистов по творчеству Караваджо, которых Тюркен попросил изучить картину. Он написал в своем заключении, что это утраченный оригинал, последнее документальное упоминание о котором относится к началу 1600-х годов, «несмотря на то что у нас нет тому никаких осязаемых или бесспорных доказательств».

Другой эксперт Мина Грегори считает, что это копия кисти Финсона, которому, судя по письменным источникам, давно утраченная «Юдифь» принадлежала с 1607 года и до его смерти в 1617 году.

На выставке будет представлена практически идентичная композиция, датируемая 1607 годом и атрибутируемая Финсону. Ее предоставил неаполитанский банк Intesa Sanpaolo. А вот римская Национальная галерея старинного искусства во дворце Барберини, как сообщает газета La Repubblica, отказалась одолжить для выставки общепринято атрибутируемую Караваджо более раннюю версию «Юдифи, обезглавливающей Олоферна» (1598–1599).

«Не думаю, что имело бы смысл выставлять “Юдифь” из Барберини вместе с найденной во Франции картиной… Судя по фотографиям, это прекрасный холст, но это неаполитанский образец, выполненный в неаполитанском стиле, поэтому он совсем не похож на “правильного” Караваджо», — сказала итальянской газете директор музея Фламина Дженнари-Сантори.

Брэдберн утверждает, что «музей не обязан заниматься подтверждением атрибуции картины, которую он берет во временное пользование. Для него важно, во-первых, определить, подходит ли картина к теме выставки (в данном случае — “Вопрос атрибуции”), а во-вторых, соответствует ли ее качество музейному уровню. В данном случае, вне зависимости от того, Караваджо ее написал или нет, — это, несомненно, так».

И хотя Брэдберн признает, что музей способен оказывать влияние на рынок, он также утверждает, что «единственная потенциальная опасность» демонстрации французской «Юдифи» для собственника заключается в том, что «эксперты могут не прийти к единому мнению» о ее авторстве.

До конца января 2017 года музей собирается провести однодневный семинар с участием ведущих специалистов по творчеству Караваджо.

Интересно отметить, что «Юдифь» из коллекции Барберини долгое время считалась утраченной и была заново обнаружена только в 1950-е годы. Ее заметил в римском доме семьи Коппи реставратор Пико Челлини в 1950 году, а год спустя знаменитый критик Роберто Лонги атрибутировал и включил ее (правда, не внеся в каталог) в свою эпохальную выставку Караваджо и его последователей в миланском палаццо Реале. В 1971 году правительство Италии приобрело эту картину для палаццо Барберини.

Тем временем газета Corriere della Sera сообщает, что искусствовед Франко Моро утверждает, что ему удалось опознать еще 69 ранее не атрибутированных картин и рисунков Караваджо в различных коллекциях мира.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+