18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова

По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей

Государственная Третьяковская галерея расширяет свою коллекцию искусства ХХ–XXI веков, представленного в здании на Крымском Валу, которое с 1 апреля музей получит в полное распоряжение и где планируется провести реконструкцию по проекту прицкеровского лауреата Рема Колхаса. Благодаря дару компании «Нексиа Пачоли» к трем уже имеющимся в собрании произведениям Михаила Никонова (1928–2010) добавились еще две картины — «Игроки I» и «Игроки III», написанные в 1980-х годах.

Михаил Никонов — основатель «Группы девяти», первые выставки которой прошли в 1960-м в Москве и год спустя в Ленинграде. Ее участники вдохновлялись творчеством «бубнововалетовцев», работы которых они видели в запасниках Третьяковской галереи, куда, как рассказала научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Вера Головина, попадали по протекции знакомых искусствоведов. «Хотя они росли на Репине и Серове, знакомство с тайной линией отечественного искусства, которая тогда не афишировалась, перевернуло их мировосприятие, и они пытались говорить на новом художественном языке и искать новые формы самовыражения», — пояснила она на церемонии передачи картин Никонова музею.

При этом, в отличие от других участников «Группы девяти», в частности Владимира Вейсберга, ее основатель пока что мало известен публике, и в Третьяковской галерее намерены эту ситуацию исправить.

Для развития собрания в музее существует специальная программа «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», в рамках которой в 2018 году удалось получить более 3 тыс. произведений искусства, преимущественно XX–XXI веков. «Раньше коллекция пополнялась за счет закупок с крупнейших всесоюзных выставок. Сегодня ситуация иная, и мы прекрасно понимаем, что восполнять лакуны мы можем только за счет коллекционеров, которые дарят нам те работы, которые в свое время галерея не могла купить или не купила в силу каких-то обстоятельств, и это те работы, которые наши партнеры, меценаты и благотворители, приобретают для нас по нашей просьбе», — рассказала директор музея Зельфира Трегулова.

По ее словам, творчество Михаила Никонова чрезвычайно важно для представления художественных идей последних десятилетий ХХ века.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+