18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Более 300 артефактов со дна Балтики пополнили Музейный фонд РФ

Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества только в 2018 году обнаружили и обследовали почти 40 новых объектов

Сотни затонувших в акватории Балтийского моря торговых и военных кораблей — источник пополнения Музейного фонда РФ. Только в минувшем, 2018 году Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) обнаружил и провел обследование 38 новых подводных объектов.

Как сообщил корреспонденту The Art Newspaper Russia исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин, из 38 новых объектов 30 находятся в Финском заливе, 8 — в Белом море. В прошедшем году самые интенсивные и плодотворные исследования специалисты центра провели в районе острова Гогланд. Здесь на глубине почти 60 м был обнаружен английский кеч — небольшое двухмачтовое торговое судно, затонувшее у российских берегов во второй половине XIX века. На его палубе были найдены фабричные клети с английским фаянсом, за что судно получило у археологов кодовое название «Посудник».

«За одну летнюю экспедицию нам не удалось полностью обследовать находку, — рассказал Сергей Фокин. — Мы не проникли в трюмы и не знаем, что вез корабль в Санкт-Петербург, мы не знаем даже его точного названия и порта приписки — предстоят еще серьезные изыскания в архиве. Этим летом мы продолжим его обследование».

По мнению подводных археологов, обнаруженная посуда, скорее всего, не была задекларирована и моряки собирались сами продать ее в российской столице. На чашках и тарелках стоит маркировка «1856 год», модный в то время рисунок «под Китай» нанесен не вручную, а методом деколи (переводные картинки). Археологи ЦПИ РГО привезли с «Посудника» более 200 предметов.

Кроме того, они обнаружили на палубе явные следы попытки разграбить судно, которая не удалась «черным копателям», скорее всего, из-за большой глубины и сложных погодных условий в этом регионе Балтики. «Разграбление судов, к сожалению, до сих пор проблема, — отмечает Сергей Фокин. — Мы предпринимаем некоторые меры для охраны находок, и в последнее время фактов грабежа стало меньше».

Также в прошедшем году с палубы фрегата «Олег», затонувшего в 1879 году, подняли сохранившуюся корабельную пушку. Летом продолжились и подводные раскопки немецкого торгового судна «Архангел Рафаил», приписанного к порту Любек. Оно было затерто льдами осенью 1724 года у южных берегов Балтики. Археологические работы на нем ведутся уже несколько лет, и каждый год приносит интереснейшие находки. Ими пополняется коллекция «Контрабанда. Три века под водой», которую выставляли и в штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, и в Национальном центре управления обороной РФ в Москве. Часть находок экспонировалась в Ораниенбауме. Куртка и матросские штаны, найденные на «Архангеле Рафаиле», переданы в коллекцию Государственного Эрмитажа.

По словам Романа Прохорова, археолога, реставратора и водолаза-исследователя, все обнаруженные летом артефакты сейчас описываются и передаются на учет в Музейный фонд РФ. «Некоторым находкам требуется реставрация, — рассказал он. — В Кронштадте есть своя мастерская, которая занимается реставрацией предметов подводной археологии, а местный музей охотно принимает их в свою коллекцию».

По планам РГО самые интересные артефакты, обнаруженные в Балтийском море подводными археологами, будущим летом отправятся на временную выставку в Международный морской музей Гамбурга.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+