The Art Newspaper Russia
Поиск

«Части стен — 2»: еще основательнее

Вторая часть альманаха российского стрит-арта включает фото произведений 70 художников от Калининграда до Петропавловска-Камчатского

Альманах «Части стен» выпускает столичный фонд RuArts. Первая книга вышла в 2014 году и содержала интервью 25 уличных художников и фотосъемку их работ, которые каждый из них по просьбе куратора проекта Алексея Партолы изобразил на холсте. «Части стен — 2» исследует уличное искусство в его естественной среде. В течение года Партола объехал 17 городов, где предложил выбранным им художникам создать произведение и зафиксировал творческий процесс вместе с результатом. Получился увесистый 400-страничный том с работами и текстами художников, а также отдельное приложение к нему с фотографиями граффити безымянных авторов. Вероятно, это если не самое фундаментальное исследование российского стрит-арта, то самое трудозатратное. 

Сразу скажем, что качество съемки здесь однозначно впечатляет. В аннотации к альманаху сказано, что Партола пользовался всеми доступными на данный момент техническими возможностями — от пленочных камер до квадрокоптеров. В итоге удалось передать не только сами произведения, но и среду, в которой они существуют. Так что «Части стен — 2» — это еще и одна из самых полных энциклопедий российских руин, заборов, заброшенных заводов. Все это очень атмосферно, красиво в своей некрасивости и, если такое слово уместно, романтично — даром что альманах открывается цитатой из Франца Кафки. 

Что касается самих уличных произведений, то здесь можно наблюдать парад всех возможных техник и направлений. Кто-то рисует супрематические композиции на стенах домов, кто-то делает коллажи из фанеры, кто-то создает разного рода скульптуры, кто-то работает в духе Бэнкси, кто-то — в духе старых добрых граффити. В сборник попали даже комиксы из «Магии рептилий» — «первой столичной граффити-газеты». Это разнообразие, конечно, вдохновляет. 

Что объединяет выбранных художников — так это то, что они, кажется, вполне освоили галерейный формат мышления. Во всяком случае, об этом свидетельствуют тексты, очень типичные для современного искусства. Может быть, даже слишком типичные: от уличного искусства как-то ждешь чего-то иного… «Идеей проекта является акт монетизации чувств за прилавком социального супермаркета». «Паутина из веревок, опутавших рекламный щит, подчеркивает его безмолвную заброшенность среди тысяч ярких билбордов, заполонивших наше пространство и бомбардирующих нас коммерческой информацией». «Граффити — это работа с городом. Формирование городской айдентики». И так далее. Ярче и оригинальнее всех высказался небезызвестный Кирилл Кто, предоставивший вместо текста фразу «Скучно это, Леша». Скучно не скучно, но как-то предсказуемо. Хотя введение художников в галерейный оборот, видимо, является одной из задач проекта.

Что касается выбора художников, то, вероятно, он тоже в какой-то степени продиктован этим критерием «галерейности». Впрочем, автор проекта изначально заявляет о своей субъективности — да и как не быть субъективным при таком объеме выборки? Например, Нижний Новгород известен как один из немногих городов, где уличные художники рисуют на стенах деревянных домов, однако в сборник включены куда более стандартные работы. Но почему бы и нет? В любом случае у издателей получилась весьма увлекательная и познавательная книга для смотрения. 

Материалы по теме
Просмотры: 2111
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
5
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
6
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
7
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
8
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
9
Опубликован шорт-лист премии «Инновация-2020»
Хотя открытие выставки и церемония отложены из-за карантина, имена номинантов все-таки огласили.
27 марта 2020
10
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru