The Art Newspaper Russia
Поиск

«Части стен — 2»: еще основательнее

Вторая часть альманаха российского стрит-арта включает фото произведений 70 художников от Калининграда до Петропавловска-Камчатского

Альманах «Части стен» выпускает столичный фонд RuArts. Первая книга вышла в 2014 году и содержала интервью 25 уличных художников и фотосъемку их работ, которые каждый из них по просьбе куратора проекта Алексея Партолы изобразил на холсте. «Части стен — 2» исследует уличное искусство в его естественной среде. В течение года Партола объехал 17 городов, где предложил выбранным им художникам создать произведение и зафиксировал творческий процесс вместе с результатом. Получился увесистый 400-страничный том с работами и текстами художников, а также отдельное приложение к нему с фотографиями граффити безымянных авторов. Вероятно, это если не самое фундаментальное исследование российского стрит-арта, то самое трудозатратное. 

Сразу скажем, что качество съемки здесь однозначно впечатляет. В аннотации к альманаху сказано, что Партола пользовался всеми доступными на данный момент техническими возможностями — от пленочных камер до квадрокоптеров. В итоге удалось передать не только сами произведения, но и среду, в которой они существуют. Так что «Части стен — 2» — это еще и одна из самых полных энциклопедий российских руин, заборов, заброшенных заводов. Все это очень атмосферно, красиво в своей некрасивости и, если такое слово уместно, романтично — даром что альманах открывается цитатой из Франца Кафки. 

Что касается самих уличных произведений, то здесь можно наблюдать парад всех возможных техник и направлений. Кто-то рисует супрематические композиции на стенах домов, кто-то делает коллажи из фанеры, кто-то создает разного рода скульптуры, кто-то работает в духе Бэнкси, кто-то — в духе старых добрых граффити. В сборник попали даже комиксы из «Магии рептилий» — «первой столичной граффити-газеты». Это разнообразие, конечно, вдохновляет. 

Что объединяет выбранных художников — так это то, что они, кажется, вполне освоили галерейный формат мышления. Во всяком случае, об этом свидетельствуют тексты, очень типичные для современного искусства. Может быть, даже слишком типичные: от уличного искусства как-то ждешь чего-то иного… «Идеей проекта является акт монетизации чувств за прилавком социального супермаркета». «Паутина из веревок, опутавших рекламный щит, подчеркивает его безмолвную заброшенность среди тысяч ярких билбордов, заполонивших наше пространство и бомбардирующих нас коммерческой информацией». «Граффити — это работа с городом. Формирование городской айдентики». И так далее. Ярче и оригинальнее всех высказался небезызвестный Кирилл Кто, предоставивший вместо текста фразу «Скучно это, Леша». Скучно не скучно, но как-то предсказуемо. Хотя введение художников в галерейный оборот, видимо, является одной из задач проекта.

Что касается выбора художников, то, вероятно, он тоже в какой-то степени продиктован этим критерием «галерейности». Впрочем, автор проекта изначально заявляет о своей субъективности — да и как не быть субъективным при таком объеме выборки? Например, Нижний Новгород известен как один из немногих городов, где уличные художники рисуют на стенах деревянных домов, однако в сборник включены куда более стандартные работы. Но почему бы и нет? В любом случае у издателей получилась весьма увлекательная и познавательная книга для смотрения. 

Материалы по теме
Просмотры: 1389
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
5
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
6
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
7
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
8
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
9
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
10
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru