18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Театр начинается… с музея

№69
Материал из газеты

В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр

Музей этот был создан юной советской властью в 1918 году, когда Надежда Васильева, знаменитая актриса Александринского театра, была назначена руководителем комиссии по созданию музея государственных театров. Но на протяжении десяти лет до этого в помещении Панаевского театра уже работала «Первая русская театральная выставка» из собраний Алексея Бахрушина, Левкия Жевержеева, Марии Савиной, других коллекционеров и артистов. Потом она переехала в актерское фойе Александринки, чтобы после революции, пополнившись архивами мастерских Императорских театров, открыться в качестве музея в бывшей дирекции Императорских театров. Пробивала удобные квадратные метры на Александринской (ныне — Островского) площади все та же Васильева.

Другая «десятка» отсылает нас к 2009 году. Тогда Наталья Метелица, директор музея, организовала ежегодный Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум», посвященный 100-летию «Русских сезонов». Сейчас это лучшее в Петербурге междисциплинарное событие, посвященное балету, визуальным искусствам, музыке, с безупречным подбором исполнителей. К слову, три года назад музей организовал этнофестиваль «Музыки мира». 

В том же 2009-м институция получила Гран-при «Музей года» на первом конкурсе «Музейный Олимп». Тогда был найден (хотя ищется и до сих пор) ответ на два связанных между собой серьезных вызова времени. Первый состоит в том, что в созвездии петербургских музеев Музею театрального и музыкального искусства прежде отводилась почетная, но скромная роль — место встречи театралов. Их в Петербурге немало, и они активны, но работа музея была мало заметна за пределами театрального мира. Второй вызов — сущностный. Театр — когда только здесь и сейчас, когда едино дыхание актеров и зрителей, — и музей, который о вечном, который совершенно иначе работает с публикой, — вещи совместные? Театральный музей отвечает на него постоянным присутствием в культурном пространстве Петербурга.

Про фестивали уже сказано, диапазон выставок — самый разнообразный. Навскидку, из экспозиций последних лет — «Шнитке/Schnittke», «ОбличьЯ. Больше чем реальность» с Андреем Бартеневым и Александром Петлюрой, «БоПо: неперелистанный театр» о режиссере и художнике Борисе Понизовском, «Артист и власть. Федор Шаляпин. 1917–1922».
В альбоме приведен полный список выставок за десять недавних лет, названы дары и дарители, книжные издания и музыкальные вечера. Но это на последних, справочных страницах. На первых же листах — очерк сотрудницы музея Натальи Вайнберг о десяти его директорах. Прежде всего это упомянутая выше Надежда Васильева, за ней — Петр Шеффер, возглавлявший музей 22 года и умерший в блокаду на своем посту, Вера Соловьева, которая сохраняла музей в военное время. Инна Клих была директором в 1963–1974 годах, благодаря ее усилиям открылся филиал — музей-квартира Николая Римского-Корсакова; она успела подготовить и концепцию музея-квартиры Федора Шаляпина. Его открывала уже Ирина Евстигнеева, руководившая музеем следующие 30 лет. Главная заслуга Евстигнеевой — получение Шереметевского дворца после выезда оттуда Института Арктики и Антарктики. Комплексная реставрация с постепенным открытием парадных залов заняла в общей сложности четверть века и завершилась недавно.

Основная часть альбома демонстрирует коллекции музея, как художественные, так и мемориальные. В 2013 году от Международного фонда «Константиновский» было получено собрание театральных эскизов и портретов из коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских. Подбор энциклопедический — от эскизов костюмов Льва Бакста к балету «Шехеразада» до эскиза декорации Веры Ермолаевой к опере «Победа над Солнцем». Главное в гардеробе — набор туник от Пьера Кардена, созданных им для Майи Плисецкой (дар Родиона Щедрина), и подаренные самой этуалью костюмы того же Кардена к спектаклям Большого театра «Чайка» и «Дама с собачкой». Впрочем, берет Рудольфа Нуреева, дар Михаила Барышникова, хорош уже сочетанием двух великих имен.

Наталья Метелица так говорит о смысле деятельности институции: «Миссия нашего музея триедина. Это путь в вечность: все, что хранит музей, — это наше послание в будущее, рассказ о том, какими мы были. Одновременно музей помогает нашим современникам постигнуть свое прошлое. Что мы есть на самом деле, что мы сохранили. А для тех, кто работает в музее, — это судьба. Один раз почувствовав вкус picture power — мощь и энергию предмета, в который вложили свою душу художники, композиторы, актеры, — из этого энергетического поля уже никогда не выйдешь». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+