The Art Newspaper Russia
Поиск

Подарочное издание: Музей театрального и музыкального искусства празднует 100-летие

В Шереметевском дворце открылась выставка «100 + 10», включающая новые приобретения и дары музею за последние десять лет. Среди подарков — графика Гончаровой и Ларионова, костюмы от Кардена и редкие глиняные свистульки

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства отмечает двойной юбилей — 100-летие основания и 110-летие коллекции, начало которой положено «Первой русской театральной выставкой» 1908 года (на ней демонстрировались предметы из собраний знаменитых петербургских актеров Марии Савиной и Ивана Горбунова, коллекционеров Алексея Бахрушина, Левкия Жевержеева и Валериана Светлова, часть ее экспонатов вошла в музейную коллекцию). Нестандартность названия юбилейной выставки оценил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Столетия за прошлый год нам всем уже надоели: 100 лет того, 100 лет сего… А „100 + 10“ — это очень тонко и изящно», — заметил он на открытии.

Среди новых поступлений — перчаточные куклы, с которыми концертные бригады во время Великой Отечественной войны гастролировали по госпиталям, архивы Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре, старинные музыкальные инструменты, костюмы, созданные Пьером Карденом для Майи Плисецкой, и даже коллекция из 322 керамических свистулек всех времен и народов — вписать ее в экспозицию дизайнерам было особенно непросто. Михаил Барышников подарил музею берет Рудольфа Нуреева и 39 рисунков Сергея Судейкина — эскизы костюмов к опере «Сорочинская ярмарка», поставленной в Метрополитен-опера в 1930 году. Пожалуй, самое ценное из поступлений — уникальная коллекция театральной графики, более 800 листов, Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, выкупленная у владельцев и подаренная музею фондом «Константиновский». Недавно к ней добавились еще 62 работы — личный дар Нины Лобановой-Ростовской. Этому собранию на выставке отведен целый зал, правда не такой большой, как тот, где представлены костюмы Плисецкой.

Соединить весь этот довольно разнородный материал в гармоничное целое и вписать его в исторические интерьеры Шереметевского дворца на набережной Фонтанки поручили немецким дизайнерам Уве Брюкнеру и Ульрике Шлемм. Для решения этой задачи потребовались изобретательность и, что немаловажно, озарение — на открытии Брюкнер признался, что идея экспозиции пришла к нему во сне. К вопросу дизайнеры подошли тактично. Разным жанрам — фотографии, живописи, графике, костюму — отведено отдельное пространство, зал или часть зала. Резкой границы между постоянной экспозицией и выставкой нет, а маршрут посетителя обозначен тонкой синей линией на полу. Даже со свистульками удалось справиться: из них сделали свисающую с потолка конструкцию — мобиль.

Самое спорное решение, пожалуй, выбрано для коллекции Лобановых-Ростовских. Чтобы уместить на стенах побольше графики, дизайнеры прибегли к ковровой развеске — работы висят в четыре-пять рядов от пола до потолка. В итоге зрителям, желающим во всех деталях рассмотреть графические шаржи Михаила Ларионова, портрет Анны Павловой работы Василия Шухаева, эскизы костюмов и декораций Льва Бакста, Александра Бенуа, Наталии Гончаровой, Эль Лисицкого, Марка Шагала и других, лучше запастись биноклем. Разумеется, театральным!

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
100 + 10
До 23 января 2019 года

Материалы по теме
Просмотры: 2144
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
7
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
8
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
9
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
10
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru