The Art Newspaper Russia
Поиск

Право Романовых на царство укреплено

Завершена очистка и укрепление Утвержденной грамоты об избрании на царство Михаила Романова из Российской государственной библиотеки

На сегодняшний день существуют два экземпляра подлинной Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова в 1613 году, важнейшего государственного документа, подтверждающего законность власти Романовых.

Один из них находится в Музеях Кремля, второй — в Российской государственной библиотеке (РГБ). Экземпляр из Кремля сохранился в форме листа, а экземпляр из РГБ — в виде свитка со всеми элементами оформления, в том числе с печатями и шитьем, фактически в таком же виде, в каком он существовал в начале XX века, когда происходила предыдущая реставрация.

К 400-летию дома Романовых готовилась масштабная выставка, на которой организаторы предполагали представить свиток Утвержденной грамоты из РГБ. Для диагностики ее состояния в фонды отдела рукописей РГБ пригласили сотрудников отдела реставрации рукописей и графики Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Даже первоначальный осмотр показал, что экспонировать грамоту невозможно, требовалась серьезная реставрация, которую и инициировала РГБ. Финансовую поддержку проекту оказал благотворительный фонд «Ренова». Оформление документов для реставрации затянулось, и представить грамоту на юбилейной выставке не удалось. Но сейчас работа, которую выполняли специалисты отдела реставрации рукописей и графики ГосНИИР, завершена.

«Мы провели предварительное исследование и поняли, что документ нуждается в первую очередь в глубокой очистке и укреплении бумажного слоя, — рассказала художник-реставратор Елена Фролова, заведующая отделом реставрации рукописей и графики ГосНИИР, выполнившая эту работу. — Первым нашим шагом стал демонтаж свитка на отдельные сегменты, с которыми мы потом и работали». Грамота была полностью развернута, все детали — бумажная основа, чернила, золото, многочисленные заклейки — тщательно изучены под лупой и микроскопом. На каждом этапе реставрации проводилась поэтапная диагностика состояния бумажной основы, качества клеев, сохранности золота, чернил, пергамента кустодии и печатей, корректировалась методика. Для укрепления бумаги и красочного слоя, для увлажнения и подклейки были использованы только профессиональные апробированные реставрационные материалы, исключительно натуральные.

Реставрация продолжалась год и осложнялась большими размерами объекта, использованием железо-галловых чернил с лицевой и оборотной стороны и наличием золота, прочность связи которого с бумажной основой была нарушена многочисленными механическими повреждениями бумаги.

«Все работы были благополучно произведены без использования современных синтетических материалов, — говорит Елена Фролова. — Подклеены все разрывы и сломы, шитье, на котором крепятся печати, было укреплено. В результате нам удалось открыть фрагменты текста в конце свитка, закрытые предыдущими реставрациями».

Теперь грамота имеет экспозиционный вид, ее текст и оформление сохранены в полном объеме, и ее может читать любой ученый, исследователь, искусствовед.

Просмотры: 1175
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
7
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Выставка «Дэвид Боуи» проходит в Центре имени братьев Люмьер
В экспозиции представлены редкие кадры 1970-х годов, в том числе с 12-часовой фотосессии музыканта в Лос-Анджелесе и со съемок фильма «Человек, который упал на Землю».
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru