The Art Newspaper Russia
Поиск

Мальчики Гагарины возвращены Карлу Брюллову

Лаборатория научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершила работу по реставрации «Портрета Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» кисти Карла Брюллова

В 2020 году картину, реставрация которой продолжалась почти год, представят на большой выставке, посвященной Карлу Брюллову.

Портрет мальчиков Гагариных занимает особое место в творчестве Великого Карла: в нем, по мнению искусствоведов, отчетливо чувствуется влияние старых мастеров, особенно Рафаэля. Картина была написана Брюлловым в 1824 году, что подтверждает его фраза в письме из Италии в Общество поощрения художников от 28 июня 1824 года: «…также был занят портретами семейства его сиятельства кн. Григория Ивановича Гагарина».

Впервые публика увидела это полотно в 1861 году на выставке «картин и редких произведений художества, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга». В начале XX века, в 1905 году, портрет экспонировали в разделе Карла Брюллова на знаменитой Историко-художественной выставке русского портрета в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым. Но потом полотно надолго пропало из поля зрения публики и специалистов.

В 1963 году специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина подготовила монографию, посвященную художнику, где опубликовала фотографию портрета детей князя Гагарина, сделанную на выставке 1905 года. Подпись под фото гласила: «Местонахождение неизвестно».

Но все же некоторые сведения о печальной судьбе этого полотна после 1917 года можно было найти. Известно, что в 1919 году портрет был передан в Государственный музейный фонд из собрания Андрея Григорьевича Гагарина на Каменноостровском проспекте. В 1941 году картина оказалась в Эрмитаже. Но тогда ее посчитали слишком манерной, не заслуживающей внимания. Полотно не было даже занесено в реестр музейных предметов — его оставили в музее «для живописных экспериментов» как работу неизвестного автора. За долгие годы в результате этих экспериментов портрет серьезно пострадал: холст был сильно деформирован и частично утрачен, разрывы ткани, экспериментальные материалы, которые мастера отрабатывали на картине, исказили первоначальный облик. И только в начале 2000-х хранители обратили на нее серьезное внимание, а искусствоведы подтвердили: это действительно работа кисти Брюллова. Тогда же портрет внесли в список музейных экспонатов, а в 2017 году реставрационный совет Эрмитажа принял решение о реставрации.

«У нас не сохранилось паспорта этой работы, поэтому мы даже примерно не можем сказать, какие эксперименты на ней ставились, — рассказывает Андрей Крупенко, художник-реставратор, выполнивший весь комплекс работ по картине. — Есть только короткие протоколы с отрывочными записями. И само состояние картины очень сложное и тяжелое». 

По словам Крупенко, в ходе исследований реставраторам удалось установить, что картина написана маслом на холсте с масляным грунтом. Ее дублировали на очень жесткий клей, но когда — никто не помнит, записей не сохранилось. Толстый слой клея с обратной стороны холста реагировал только на холодную воду, и, когда набухал, его приходилось счищать шпателем. Все полотно поверх живописного слоя было покрыто восково-смоляной мастикой — похоже, это тоже был чей-то эксперимент. Авторский холст в нескольких местах был утрачен, живопись держалась только на грунте. Прорывы авторской основы, на которые наносили мастику, а потом тонировали, — все это было очень сложно удалить.

Большую часть работ пришлось делать под микроскопом. Утраты холста заполнили специальной массой (очесы со старых холстов измельчались и смешивались с укрепляющим составом). После очистки от самого верхнего слоя лака реставраторы обнаружили на полях картины карандашные наброски Брюллова. Сначала увидели глаз, овал лица, а в ультрафиолетовом освещении проступил карандашный абрис лица одного из юных натурщиков. На самом живописном слое в отдельных местах решили сохранить авторский лак, поскольку некоторые авторские лессировки Брюллов делал поверх него.

Просмотры: 1850
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
7
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Выставка «Дэвид Боуи» проходит в Центре имени братьев Люмьер
В экспозиции представлены редкие кадры 1970-х годов, в том числе с 12-часовой фотосессии музыканта в Лос-Анджелесе и со съемок фильма «Человек, который упал на Землю».
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru