The Art Newspaper Russia
Поиск

От забора до расцвета

Реставрация исторического здания не защищает его от сноса, но привлекает внимание властей и общества к проблеме сохранения архитектурного наследия, утверждают волонтеры

Спасение архитектурного наследия, которое не имеет официального охранного статуса (а таких объектов у нас большинство), в России — дело энтузиастов и частных волонтерских движений. Например, фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», основанный в 2015 году в Самаре, посвящен реставрации фасадов старинных деревянных домов в российских регионах. Этим летом фестиваль охватил 26 городов, среди которых Воронеж, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Омск, Самара. 

За три года через «Том Сойер Фест» прошло около 2 тыс. человек. Кто-то едет в города проведения фестиваля из Москвы и Санкт-Петербурга, кто-то присоединяется на местах, некоторые волонтеры приезжают из-за границы. «Мы работаем как кинотеатр или ресторан: у нас есть график работы, и любой человек может прийти, посмотреть на то, как мы работаем, или остаться на несколько лет», — говорит основатель «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков. И добавляет, что название, отсылая к герою Марка Твена, придает фестивалю дух авантюризма и детства.

Дома для реставрации выбираются по принципу «целесообразности». «Сначала, выбирая тот или иной объект для реставрации, мы исходили из его архитектурной ценности, а сейчас стараемся помогать конкретным людям — и не важно, живут ли они там или арендуют здание как офисное. Если у них не хватает средств на ремонт, но они хотят и дальше жить в этом доме и готовы о нем заботиться, мы помогаем ресурсами и компетенциями. Красота для нас вторична, потому что именно люди — тот самый каркас, который позволяет существовать экономике и поддерживать историческую среду», — отмечает Андрей Кочетков. 

Все работы всегда согласуются с местными властями, которые в большинстве случаев идут навстречу волонтерам. Так, в 2015 году администрация Самары профинансировала около четверти всех работ по восстановлению дома на улице Льва Толстого.

Стоимость работ разнится в зависимости от размера и степени сохранности объекта, а также качества используемых материалов. На восстановление одного дома требуется минимум 40 тыс. руб. В некоторых случаях бюджет может достигать 500 тыс. руб. В Боровске Калужской области волонтеры в прошлом году отреставрировали дом на улице Ленина, который признан выявленным объектом культурного наследия. Снос ему не грозил, но здание находилось в предаварийном состоянии. «Благодаря спонсорам нам удалось собрать около 70 тыс. руб. и восстановить внешний облик здания: покрасить фасады, укрепить окна, залатать щели. Это очень важная для нас история: так мы показываем властям, что сохранять старинную деревянную архитектуру можно и это не требует огромных средств», — рассказывает руководитель боровского отделения «Том Сойер Феста» Владимир Кобзарь.

«Мы не называем свою работу научной реставрацией, не хотим профанировать последнюю и низводить научное знание до общедоступного занятия. Другой вопрос, что зачастую фирмы, которые имеют лицензии на реставрацию, работают менее профессионально, чем мы», — подчеркивает Кочетков. Для работ по всем объектам волонтеры привлекают профессиональных реставраторов, строителей, резчиков по дереву, которые выступают в качестве консультантов или кураторов. «Мы работаем в основном с краской и другой химией, которая применяется в профессиональной реставрации, но в маленьких городах не всегда есть возможность приобрести эти материалы, — признается Андрей Кочетков. — Без поддержки спонсоров и местных жителей было бы гораздо труднее. Порой помощь приходит из самых неожиданных мест. Например, на площадку могут просто прийти люди и предложить что-то сделать за свой счет. В первый год существования фестиваля крупная компания увидела в соцсетях пост про нас и предложила нам свою краску. Параллельно занимаемся поиском партнеров среди профильных организаций: звоним, пишем, организуем встречи. Иногда помогает случай». 

За всю историю существования «Том Сойер Феста» волонтеры отреставрировали 54 дома. Однако сам факт реставрации не дает собственнику здания никаких гарантий, что оно не будет снесено. Так, этой осенью в Калуге снесли участвовавший в проекте «Том Сойер Фест» дом архитектора Яковлева. Реставрация — лишь один из механизмов привлечения внимания к судьбе исторических построек, считает Владимир Кобзарь. Впрочем, если у дома есть собственник и он заинтересован в его сохранении, спасти здание можно, даже если оно выведено из списка объектов культурного наследия. Один из примеров — флигель усадьбы Зеленко в Самаре, который в 2012 году лишился охранного статуса. Застройщики собирались возвести на его месте многоэтажный жилой комплекс. В прошлом году волонтеры «Том Сойер Феста» отреставрировали фасады здания, организовали кампанию по его спасению — в результате флигель признали частью ансамбля усадьбы, отказались от сноса и вернули в список объектов культурного наследия. 

Просмотры: 1330
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
7
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Выставка «Дэвид Боуи» проходит в Центре имени братьев Люмьер
В экспозиции представлены редкие кадры 1970-х годов, в том числе с 12-часовой фотосессии музыканта в Лос-Анджелесе и со съемок фильма «Человек, который упал на Землю».
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru