The Art Newspaper Russia
Поиск

Установление подлинности в сфере искусства — не точная наука

Большая часть подделок попадает на рынок в самой нижней части «пищевой цепи»: через блошиные рынки, комиссионные магазины и интернет-сайты, такие как eBay

Процедура установления подлинности произведений искусства в последнее время подвергается нападкам со всех сторон. Скандалы, связанные с подделками, разгораются один за другим. Всего через несколько месяцев после того, как суд в Германии вынес Вольфгангу Бельтракки обвинительный приговор за подделку произведений Генриха Кампендонка, Макса Пехштейна и Макса Эрнста, в США закрылась одна из старейших галерей Америки — Knoedler, ее обвинили в продаже фальшивых произведений искусства, приписывавшихся ведущим представителям абстрактного экспрессионизма. Летом 2017 года раньше срока закрылась выставка Амедео Модильяни во Дворце дожей в Генуе после того, как выяснилось, что практически все ее экспонаты — подделки. (А год назад начался очередной скандал вокруг сомнительного русского авангарда, представленного в Музее изящных искусств Гента, пока далекий от завершения. В последние годы, опасаясь судебных разбирательств, фонды, представляющие наследие таких художников, как Жан-Мишель Баскиа, Александр Колдер, Ли Краснер, Рой Лихтенштейн, Джексон Поллок, Энди Уорхол и Кит Харинг, распустили свои экспертные комиссии. Именно тогда, когда в них нуждаются больше всего, специалисты начинают чрезмерно осторожничать.

Тем не менее масштабы атрибуционного кризиса вовсе не так велики, как может показаться, если судить по упомянутым громким делам. Большая часть подделок попадает на рынок в самой нижней части «пищевой цепи»: через блошиные рынки, комиссионные магазины и такие интернет-сайты, как eBay. Подобные дешевые подделки, как правило, выявляют еще до того, как они успевают проникнуть в верхний сегмент арт-рынка. Очень немногим изготовителям подделок хватает таланта на создание оригинальных композиций, близких стилистически к творчеству именитых художников, чтобы ввести в заблуждение сравнительно осведомленного человека, не говоря уже об экспертах.

Однако, как показывают случаи Бельтракки и Knoedler, если изготовителю подделки все-таки удается пробить брешь в обороне художественного сообщества, речь может идти об огромных ставках. Реставратор и ученый Джеймс Мартин, сумевший разоблачить подделки Knoedler, доказав, что при создании картин были использованы не характерные для художников анахроничные материалы, любит сравнивать атрибуцию с табуретом, стоящим на трех ногах: знаточество, технический анализ и провенанс. Систематическое изучение и каталогизация помогают выявить индивидуальные стилистические особенности каждого художника и упорядочить знания о том, кому и когда принадлежали его произведения.

Несмотря на то что провенанс является полезным дополнением к вещественным доказательствам, которые можно получить благодаря анализу материалов, из которых сделано произведение искусства, его недостаточно для установления авторства. Историю происхождения легко сфальсифицировать, и подделки проникали в коллекции многих выдающихся собирателей. Аналогичным образом обнаружение пигментов, неизвестных при жизни художника, может служить доказательством подделки, однако присутствие соответствующих историческим реалиям веществ не обязательно доказывает подлинность. При всей важности технического анализа и провенанса ключевую роль в атрибуции играет знаточество.

Установление подлинности произведений искусства не является и, судя по всему, никогда не станет точной наукой. Это вовсе не означает, что работающие в этой сфере специалисты некомпетентны или непоследовательны. Тем не менее мы живем в мире «альтернативных фактов», где все мнения считаются одинаково вескими и где каждый может найти «авторитетное лицо», которое выскажет нужное ему суждение. В основе нынешнего кризиса атрибуции лежит сочетание популистского недовольства самим явлением экспертизы, неизбежной субъективности процедуры атрибуции и головокружительных цен на искусство. 

Материалы по теме
Просмотры: 2893
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
5
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
6
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
7
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
8
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
9
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
10
Эрмитаж отреставрировал астрономические часы XVI века
Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для Ивана Грозного.
16 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru