The Art Newspaper Russia
Поиск

Еврейский музей не будет местечковым. Центр толерантности стоит $45 млн

Владимир Путин и Шимон Перес обещают присутствовать на открытии Еврейского музея и Центра толерантности в Москве

В Бахметьевском автобусном парке в Марьиной Роще, принадлежащем Федерации еврейских общин России (ФЕОР), открывается Еврейский музей и Центр толерантности. Государственная значимость этого события подчеркивается тем, что президент России Владимир Путин и президент Израиля Шимон Перес будут присутствовать на официальной церемонии 8 ноября. Для публики музей откроется 12 ноября. Выставочное пространство анонсируется как «самый современный и высокотехнологичный музейный комплекс на постсоветском пространстве».

Представители музея рассказывают, что основная часть экспозиции занимает более 5 тыс. кв. м. В 12 павильонах показываются артефакты, с помощью фото, видео и интерактивных панелей рассказывающие об истории евреев в России, о России в XX веке с разных сторон через призму одного народа и о толерантности в современной России. Проект экспозиции разработан одной из лучших фирм по музейному дизайну в мире, нью-йоркской Ralph Appelbaum Associates. Посетителей при входе, в 4D-кинотеатре, будут встречать 10-минутным фильмом Начало, который рассказывает об истории «от сотворения мира до исхода евреев из Египта». Особенный акцент в Центре толерантности будет сделан на детские, подростковые программы и сотрудничество со школами.

Уникальность площадки и экспозиции, похоже, дает новому музею старт на уровне с такими мировыми музеями еврейской истории, как берлинский, который построен по проекту известного архитектора Даниеля Либескинда. В планах Еврейского музея и Центра толерантности сотрудничество с Берлинским еврейским музеем и другими музеями мира.

Памятник был отреставрирован и центр открыт в 2008 году стараниями Дарьи Жуковой и ее благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис». Он стал площадкой для таких значимых событий, как III Московская биеннале современного искусства в 2009 году и первая московская выставка американского художника российского происхождения Марка Ротко в 2010 году. Но с самого начала предполагалось, что это временное пристанище для Центра современной культуры.

Бахметьевский автобусный парк, возведенный в 1926–1927 годах по проекту Константина Мельникова, памятник русского конструктивизма, пока известен московским любителям современного искусства и светских раутов как Центр современной культуры «Гараж», созданный Дашей Жуковой, подругой миллиардера Романа Абрамовича, который является председателем попечительского совета ФЕОР.

Еще в 2007 году главный раввин России Берл Лазар на встрече с Владимиром Путиным рассказал о планах создания музея. «Это хорошая идея», — ответил Владимир Путин, как говорится в стенограмме на сайте Кремля. «Я обещаю, что перечислю в фонд строительства этого музея свою зарплату за один месяц», — заявил он. «Может быть, с вас остальные возьмут пример», — сказал Берл Лазар. «Многие захотят поддержать такой проект. Он нацелен на то, чтобы все конфессии жили в мире и согласии, а именно в этом сила нашей многонациональной и многоконфессиональной страны», — ответил Путин. Многие, конечно, поддержали проект, который президент ФЕОР Александр Борода оценил в $45 млн. Проект представлен как общее дело ФЕОР, и подчеркивается, что он вовсе не предназначен только для евреев. И хотя «Гараж» теперь обосновался в Парке Горького, Наталья Фишман, директор по развитию Еврейского музея и Центра толерантности и по-прежнему советник руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова, говорит, что современное искусство будет заметно присутствовать в новом воплощении Бахметьевского автобусного парка. Музей уже договорился о сотрудничестве с Мультимедиа Арт Музеем Ольги Свибловой и готов сотрудничать — и соперничать — с другими площадками современного искусства.

«Для меня важно, чтобы то экспозиционное пространство, которое есть у нас в музее, в случае с современным искусством было бы соперником «Гаража», соперником Московского музея современного искусства… То есть какого-то серьезного уровня, а не что-то местечковое, — сказала Фишман. — Поэтому я хочу, чтобы это делали профессионалы».

Изучение наследия авангарда также будет играть важную роль в новом музее, сообщила Фишман. «Мы должны отдать дань уважения тому зданию, которое действительно великое, в котором мы находимся. Для нас это очень важно. И еще в Москве очень много людей, занимающихся авангардом, но вот какого-то такого места, связанного с ним, нет. А хотелось бы». Фишман рассказала, что в музее уже собирают одну из самых больших библиотек по русскому авангарду на разных языках. Готовят лекции. «Я хочу, чтобы это тоже была важная точка силы, — говорит она о Центре авангарда. — Мне важно, чтобы в музее было много жизни. А жизнь создают только люди. И мне важно, чтобы разные сообщества находили дом у нас в музее».

Просмотры: 1074
Популярные материалы
1
Художницы и их портреты кисти мужей
Чем автопортрет женщины отличается от ее изображения, созданного мужем?
05 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова
Цветовые решения, примененные архитектором Константином Мельниковым при создании своего дома, шедевра авангарда, постараются восстановить.
05 марта 2021
4
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
5
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
10
Свежий номер: огонь, вода и стихия чувств Билла Виолы, как музеи зарабатывают на кино, Марианна Сардарова о коллекции и новом здании фонда Ruarts
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
05 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru