The Art Newspaper Russia
Поиск

Третьяковская галерея с ответным визитом в Ватикане

Для выставки отобрали 54 хрестоматийные русские картины и лучшие иконы

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана — ответная на прошедшую два года назад в Государственной Третьяковской галерее «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Слово «шедевры» в названии русской выставки отсутствует принципиально. Аркадий Ипполитов, автор ее идеи и один из кураторов, уверен, что не в формальном мастерстве сила отечественного искусства, по крайней мере, не об этом придуманная им выставка. Она об обязательности для русских художников — иконописцев, реалистов, авангардистов — духовного поиска. Хотя и привычно четко отделять допетровскую иконопись и послепетровскую живопись, русский реализм от русского модернизма.

Вот в очень упрощенном переложении идея этой сложной выставки. Для ее воплощения были выбраны главные, вошедшие в национальное сознание русские картины и лучшие иконы из тех, что могли выдержать переезд. Причем 47 из 54 привезенных в Ватикан вещей — из собрания Третьяковки, впервые на время расставшейся с таким количеством самых востребованных публикой экспонатов. Не удалось привезти лишь главную русскую религиозную картину — «Явление Христа народу» Александра Иванова: слишком большая, неподъемная, — ее заменила меньшая версия из Русского музея.

Естественно спросить, ради чего жертвы и стоит ли испытывать родную живопись неизбежным сравнением с соседними великими ватиканскими художественными ценностями, главными для всего человечества? Не лучше ли было собрать из икон — очевидного воплощения русской духовности — аккуратную и легкую в восприятии выставку? Но Третьяковка предпочла рискнуть, и неизвестно, выиграла ли. Наверняка противников у «Русского пути» будет не меньше, чем поклонников: очень спорным он получился. Замысел выставки, о чем можно судить по обсуждениям в социальных сетях, не нравится ни консерваторам-почвенникам, уверенным, что только Русь свята, ни либералам-западникам, не признающим ее особенной стати. Эти споры тоже традиционны и часть национального менталитета.

Вряд ли и те и другие примут отказ от хронологического принципа построения экспозиции. Он не нов и хорошо освоен, но может показаться вызовом, если в одном пространстве надо увидеть общее в «Крестном ходе в Курской губернии» Ильи Репина и «Сретении иконы „Богоматери Владимирской“» XVII века, надрывно-сентиментальной «Тройке» Василия Перова и ангельски безмятежной «Святой Троице» Паисия, «Черном квадрате» Казимира Малевича (привезли позднюю авторскую копию) и «Страшном суде» новгородского письма. Но как интересно эту общность замечать, отказываясь от привычки считать, что весь XIX и уж тем более XX век русской живописи — не про Бога, а про его идею, не про искреннюю веру, а про сомнения и отрицания! Выставка если не убеждает в обратном, то корректирует устоявшиеся представления. Знакомые картины, перенесенные из многонаселенных залов Третьяковки в высокое и гармоничное пространство, спроектированное светлым гением Лоренцо Бернини, — пространство крыла Карла Великого базилики Святого Петра, кажутся торжественнее и значительнее, чем на постоянном месте жительства, по-иному и понимаются.

Живопись русская, считающаяся правдиво бытописательской и социально чуткой, в своей искренности и серьезности оказывается духовно и эмоционально ближе иконописи, чем модернистская, заимствовавшая у нее формальные приемы. Мальчик Кузьмы Петрова-Водкина, оседлавший красного коня, — не иконный Георгий, поражающий змия. А лубочная «Троица» Наталии Гончаровой не знает гармонии единства. Зато небеса из самого русского пейзажа — «Над вечным покоем» Исаака Левитана — не пусты, а сидящий в центре зала «Христос в темнице», до гениальности бесхитростная пермская деревянная скульптура, скорбит, кажется, вместе с измученным Достоевским с портрета Перова и словно спиной чувствует погруженного в раздумья врубелевского Демона.

Выставка начинается с нескольких прекрасных икон, с обещанного названием выставки «Распятия» Дионисия, после которых неожиданно появляются «Се человек» и «Голгофа» Николая Ге, когда-то считавшиеся чуть ли не богохульными. Но переход этот не ощущается неоправданным. Ведь главные русские картины — то же умозрение в красках, выражение в образах того, что наполняет душу, а сомнения — часть веры. Финал «Русского пути» обозначен большой и светлой иконой «О тебе радуется», написанной пять веков назад, а не «Черным квадратом» Малевича. Выставка в папском государстве им заканчиваться, очевидно, и не могла. Но она простоит в Ватикане три месяца, а потом главные картины вернутся на свое место, и нам с ними жить, о них размышлять. И опыт «Русского пути» может в этих размышлениях помочь. 

Музеи Ватикана
Русский путь. От Дионисия до Малевича
До 16 февраля 2019

Материалы по теме
Просмотры: 2956
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru