The Art Newspaper Russia
Поиск

Брутальные, но беззащитные

Апология брутализма, самого недооцененного архитектурного стиля

После двухлетнего ремонта в январе 2018 года было открыто, получив положительные отзывы, одно из самых известных лондонских зданий в стиле брутализм — центр современного искусства Hayward Gallery на южном берегу Темзы. Означает ли это, что брутализм, наименее любимый большинством архитектурный стиль, вышел из безнадежной ситуации, где долгое время пребывал в забвении? 

Два тома, оформленные в том же «грубом» стиле, что и сама архитектура, которой они посвящены, созданы с тщательностью. Их авторы стараются настроить нас на правильное восприятие брутализма и подвести к осознанию важности подобных зданий, которые мы рискуем потерять из-за пренебрежительного к ним отношения. 

В первом томе мир поделен на 12 регионов, в каждом описывается по 10 важнейших построек — начиная с молокоперерабатывающего завода в Индии и кончая францисканским аббатством в Норвегии. Детально изложена политическая подоплека реализации многих проектов, в частности в краткой статье Даны Вайс о здании Национальной ассамблеи Судана в Хартуме с его сбалансированным сочетанием колониального влияния и местной, суданской культуры. 

Из двух томов по фрагментам складывается история брутализма, но в первую очередь авторы стремятся донести до сознания читателей культурную ценность этого стиля — пока не стало слишком поздно. Если Лондон может себе позволить реставрацию бруталистских построек за государственный счет, то в других местах их не только не спасают, но даже сносят. На страницах с красными номерами отмечены здания, которые находятся под угрозой исчезновения. Например, потрясающий Hôtel du Lac Рафаэля Контиджани в Тунисе, построенный в 1970-е годы, или впечатляющие дворцы спорта в Вильнюсе и Пномпене. Проблема еще и в том, что, хотя многие из них чрезвычайно красивы, они зачастую огромны и их трудно содержать.

Однако не все эти гиганты оказались обременительным имуществом. Правительственное здание Kenyatta International Сonvention (Conference) Centre в Найроби, построенное по проекту Карла Хенрика Нёствика, поддерживается в прекрасном состоянии, оно «стало национальным символом независимости Кении». Таковы хорошие новости. Но даже Великобритания далеко не безупречна: здесь уже погибло слишком много подобной архитектуры.  

Материалы по теме
Просмотры: 1013
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
7
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Выставка «Дэвид Боуи» проходит в Центре имени братьев Люмьер
В экспозиции представлены редкие кадры 1970-х годов, в том числе с 12-часовой фотосессии музыканта в Лос-Анджелесе и со съемок фильма «Человек, который упал на Землю».
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru