The Art Newspaper Russia
Поиск

Брутальные, но беззащитные

Апология брутализма, самого недооцененного архитектурного стиля

После двухлетнего ремонта в январе 2018 года было открыто, получив положительные отзывы, одно из самых известных лондонских зданий в стиле брутализм — центр современного искусства Hayward Gallery на южном берегу Темзы. Означает ли это, что брутализм, наименее любимый большинством архитектурный стиль, вышел из безнадежной ситуации, где долгое время пребывал в забвении? 

Два тома, оформленные в том же «грубом» стиле, что и сама архитектура, которой они посвящены, созданы с тщательностью. Их авторы стараются настроить нас на правильное восприятие брутализма и подвести к осознанию важности подобных зданий, которые мы рискуем потерять из-за пренебрежительного к ним отношения. 

В первом томе мир поделен на 12 регионов, в каждом описывается по 10 важнейших построек — начиная с молокоперерабатывающего завода в Индии и кончая францисканским аббатством в Норвегии. Детально изложена политическая подоплека реализации многих проектов, в частности в краткой статье Даны Вайс о здании Национальной ассамблеи Судана в Хартуме с его сбалансированным сочетанием колониального влияния и местной, суданской культуры. 

Из двух томов по фрагментам складывается история брутализма, но в первую очередь авторы стремятся донести до сознания читателей культурную ценность этого стиля — пока не стало слишком поздно. Если Лондон может себе позволить реставрацию бруталистских построек за государственный счет, то в других местах их не только не спасают, но даже сносят. На страницах с красными номерами отмечены здания, которые находятся под угрозой исчезновения. Например, потрясающий Hôtel du Lac Рафаэля Контиджани в Тунисе, построенный в 1970-е годы, или впечатляющие дворцы спорта в Вильнюсе и Пномпене. Проблема еще и в том, что, хотя многие из них чрезвычайно красивы, они зачастую огромны и их трудно содержать.

Однако не все эти гиганты оказались обременительным имуществом. Правительственное здание Kenyatta International Сonvention (Conference) Centre в Найроби, построенное по проекту Карла Хенрика Нёствика, поддерживается в прекрасном состоянии, оно «стало национальным символом независимости Кении». Таковы хорошие новости. Но даже Великобритания далеко не безупречна: здесь уже погибло слишком много подобной архитектуры.  

Материалы по теме
Просмотры: 1226
Популярные материалы
1
Арт-уик-энд
Французская реклама рубежа веков по рекомендации директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, «личные дела» Рокотова и Айвазовского на выставке в Музее Тропинина и продолжение детской эпопеи с шедеврами в Еврейском музее.
15 марта 2019
2
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
3
Люсьен Фрейд без оговорок
Двухтомник из 500 безупречных по качеству репродукций работ Люсьена Фрейда стал наиболее репрезентативным обзором его художественного наследия.
15 марта 2019
4
Музей Рублева могут выселить из Андроникова монастыря
Русская православная церковь вновь заявила о желании получить ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей имени Рублева. В ответ Союз музеев России потребовал изменений в закон о передаче имущества религиозным организациям.
15 марта 2019
5
Россия и Китай обменялись царскими династиями
Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле.
15 марта 2019
6
TEFAF станет современнее
Изменение отборочной политики TEFAF принесло первые плоды: самая престижная ярмарка классического искусства, которая пройдет в Маастрихте с 16 по 24 марта, откроет двери для 38 новых участников.
15 марта 2019
7
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
8
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
9
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
10
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru