The Art Newspaper Russia
Поиск

Первая большая ретроспектива Жака Липшица откроется в Москве

Несколько жизней классика кубизма: Россия, Франция, Америка — в Московском музее современного искусства

Жака Липшица (1891–1973) чаще всего называют французским или американским скульптором. Именно в Париже, куда он приехал в 1909 году учиться ремеслу в Школе изящных искусств и в Академии Жюльена, его имя встало в один ряд с его друзьями Хуаном Грисом, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Диего Риверой. Впервые выставился он тоже в Париже, в 1913 году на Осеннем салоне. В США, в свою очередь, приняли скульптора еврейского происхождения в 1941 году, после оккупации Франции нацистами. Здесь его уже знали. Еще в 1922 году американский коллекционер Альберт Барнс купил у Липшица несколько его скульптур и заказал работы для своего дома в Филадельфии. 

Немало связывало художника и с Россией: Липшиц родился в Российской империи в городе Друскеники (ныне — Друскининкай в Литве). Отец художника был, как бы сейчас сказали, строительным подрядчиком и надеялся, что сын пойдет по его стопам, но мать будущего скульптора была уверена, что он способен на большее. Как вспоминал Липшиц, она «постоянно и непрерывно показывала, что я родился избранным выполнить какую-то миссию, делать великие дела». Она даже  заложила свои бриллиантовые серьги, чтобы отправить сына в Париж. 

Липшиц неоднократно возвращался в Россию. В 1912 году, приехав в Петербург из-за мобилизационного предписания, он впервые увидел скифское искусство в Эрмитаже, а в 1935-м побывал в Москве, где участвовал в конкурсе на создание скульптурного портрета Феликса Дзержинского и победил, но в СССР больше не возвращался. Кстати, Липшиц еще и двоюродный дед современного концептуалиста Юрия Альберта. Так что большая ретроспектива скульптора в Москве, организованная совместно с нью-йоркской галереей Marlborough, была лишь вопросом времени. 

В Московском музее современного искусства проследили все стили, в которых работал Липшиц, начиная с кубизма, которым он всерьез увлекся в Париже. Затем, с середины 1920-х, его скульптуры становились все более и более барочными. На выставке в Москве можно увидеть более 100 работ скульптора из разных государственных и частных собраний. В числе прочих здесь «Купальщица III» (1917) и «Разборная фигура. Танцовщица» (1915) из дерева, редкого для Липшица материала, предпочитавшего чаще бронзу. Здесь же «Читатель в кресле» (1922) и «Мужчина, опирающийся на локти» (1925) с элементами уже экспрессионизма, портрет Гертруды Стайн (1938). Не забыты и наброски Липшица, демонстрирующие, что работал скульптор вполне традиционно: сперва рисунок, затем лепка в глине и гипсе и только после — воплощение в камне или бронзе. Среди этих набросков и эскиз к одному из его самых знаменитых антифашистских произведений — ­«Похищению Европы II» 1938 года.  

Московский музей современного искусства
Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива
26 ноября 2018 – 3 марта 2019

Материалы по теме
Просмотры: 1862
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
3
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru