18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умер Оскар Рабин

Он останется в истории и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, и как русский художник, создавший собственный образ мира

Умер Оскар Рабин — большой художник, смелый и благородный человек. Он прожил 90 лет, и за эти долгие годы изменилась не только жизнь, его и мира вокруг, но и восприятие его искусства. Когда-то картины Рабина виделись протестными, политическими и мрачными до отчаяния, а сегодня — хотя сюжеты их и стиль мало изменились — его пейзажи с натюрмортами кажутся размышлением о сути жизни, где сквозь красочную темноту неизбежно пробивается свет. Солнечным бликом на стене, белым сугробом на помойке под номером семь, вербой в банке на подоконнике. И даже бутылка водки свидетельствует не о горьком отчаянии, как когда-то, а об обязательной части трапезы, дружеской или одинокой, но наполненной внутренним покоем и размышлением. И совсем не важно, что «Столичную» с картин советского времени заменили французский коньяк и вино на натюрмортах, написанных в Париже.

Рабин уехал туда 40 лет назад, уже сложившимся художником, не по своей воле — его вытолкнула советская власть, не подозревавшая, что жить ей оставалось недолго. В 1978 году Оскара Рабина лишили советского гражданства, в 1990-м его ему вернули. Работы, долгие годы не выставлявшиеся на официальных выставках, теперь хранятся в лучших музеях мира.

Сегодня даже одна из самых известных его картин, прямой политический «Паспорт» — портрет, определяющий жизнь советского подданного, с вписанной выдуманной графой «Место смерти», заполненной вопросами: «Под забором?.. В Израиле?», — имеет уже совсем другой смысл, чем полвека назад. Судьбой человека, художника распоряжается не властный указ, а он сам и высшая сила. По крайней мере, судьбой Оскара Рабина, умершего в прекрасной Флоренции.

Долгая жизнь Оскара Рабина была наполненной, он многое пережил: гонения и почет, огонь с водой и медные трубы, любовь близких и уважение товарищей, горечь утраты их. Он совершил много серьезных поступков и написал тысячи картин. Он останется в истории отечественного искусства и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, организатор Бульдозерной выставки, и как русский художник, создавший собственный образ мира, чьи работы узнаются с первого взгляда, их ни с чьими не спутаешь.

Похороны Оскара Рабина состоятся на кладбище Пер-Лашез в Париже 15 ноября.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+