The Art Newspaper Russia
Поиск

Безъязыкая улица уже не корчится?

Российский стрит-арт поместили в исторический контекст

Изданная на английском книга Russian Urban Art: History and Сonflict является расширенной и дополненной версией русскоязычной книги Игоря Поносова «Искусство и город» (2016), точнее, ее части, посвященной российскому стрит-арту. Автор помещает его во внушительный исторический контекст — начиная с 1910-х годов и с первых попыток авангарда вывести искусство на улицы. Тем традициям наследуют акции авангарда второй волны: эксперименты группы «Коллективные действия» в 1970-е, перформансы Олега Кулика, Александра Бренера и других акционистов в 1990-е. История стрит-арта поначалу кажется не связанной с этим большим контекстом. Ее описание автором довольно традиционно: первые хип-хопфестивали в Прибалтике, распространение культуры граффити по стране и, наконец, появление стритарта в современном смысле — как рефлексии над городской средой. Связи явлений начинают работать только в последних главах, где и разворачивается самое интересное. «Расцвет» стрит-арта ознаменовался, во-первых, интересом многочисленных арт-институций к этому искусству, а во-вторых, осознанием его потенциала властями и рекламодателями всех мастей. Что несет, по мнению автора, не только плюсы, но и опасности. Организаторы биеннале, выставок и аукционов начали диктовать художникам свои правила. Поощряемый властями «мурализм» почти вытеснил все низовые активности, а возможности карьерного и финансового успеха изменили мотивацию художников. Автор ссылается на мнение Жана Бодрийяра о том, что граффити, даже внешне бессмысленные, все равно были протестным искусством.

Сейчас же, по мысли Игоря Поносова, чуть ли не единственными работами, которые хоть как-то потревожили общественное мнение последних лет, оказались инициированные провластными движениями росписи фасадов на тему «Крым наш». «Настоящий» же стрит-арт теперь воспринимается как еще один вид украшения города наряду с новогодней иллюминацией. Получается, что рынок, галереи и политики практически отобрали у художников улицу. Как действовать в этой ситуации? Оставаться ли вообще на улице? Уходить в какое-то новое подполье, искать какие-то новые практики вне захваченных системой форматов? Этими вопросами и заканчивается книга

Просмотры: 2114
Популярные материалы
1
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
2
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
3
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
6
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
9
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
10
Терминал C в «Шереметьево» выполнен в духе конструктивизма
Оформление международного терминала C московского аэропорта вдохновлено творчеством Владимира Татлина, Александра Родченко и Якова Чернихова
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru