The Art Newspaper Russia
Поиск

Безъязыкая улица уже не корчится?

Российский стрит-арт поместили в исторический контекст

Изданная на английском книга Russian Urban Art: History and Сonflict является расширенной и дополненной версией русскоязычной книги Игоря Поносова «Искусство и город» (2016), точнее, ее части, посвященной российскому стрит-арту. Автор помещает его во внушительный исторический контекст — начиная с 1910-х годов и с первых попыток авангарда вывести искусство на улицы. Тем традициям наследуют акции авангарда второй волны: эксперименты группы «Коллективные действия» в 1970-е, перформансы Олега Кулика, Александра Бренера и других акционистов в 1990-е. История стрит-арта поначалу кажется не связанной с этим большим контекстом. Ее описание автором довольно традиционно: первые хип-хопфестивали в Прибалтике, распространение культуры граффити по стране и, наконец, появление стритарта в современном смысле — как рефлексии над городской средой. Связи явлений начинают работать только в последних главах, где и разворачивается самое интересное. «Расцвет» стрит-арта ознаменовался, во-первых, интересом многочисленных арт-институций к этому искусству, а во-вторых, осознанием его потенциала властями и рекламодателями всех мастей. Что несет, по мнению автора, не только плюсы, но и опасности. Организаторы биеннале, выставок и аукционов начали диктовать художникам свои правила. Поощряемый властями «мурализм» почти вытеснил все низовые активности, а возможности карьерного и финансового успеха изменили мотивацию художников. Автор ссылается на мнение Жана Бодрийяра о том, что граффити, даже внешне бессмысленные, все равно были протестным искусством.

Сейчас же, по мысли Игоря Поносова, чуть ли не единственными работами, которые хоть как-то потревожили общественное мнение последних лет, оказались инициированные провластными движениями росписи фасадов на тему «Крым наш». «Настоящий» же стрит-арт теперь воспринимается как еще один вид украшения города наряду с новогодней иллюминацией. Получается, что рынок, галереи и политики практически отобрали у художников улицу. Как действовать в этой ситуации? Оставаться ли вообще на улице? Уходить в какое-то новое подполье, искать какие-то новые практики вне захваченных системой форматов? Этими вопросами и заканчивается книга

Просмотры: 2483
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
4
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
5
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
6
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
7
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
8
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
9
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
10
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru