18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия Марселя Дюшана присуждена при участии французской The Art Newspaper

В Центре Помпиду художнику Клеману Кожитору вручена 18-я Премия Марселя Дюшана. К вручению был приурочен выход бумажной версии французского издания нашей газеты, а в состав международного жюри вошла директор ГМИИ Марина Лошак

Действие происходило в огромном пространстве вестибюля парижского Центра Помпиду, построенного Ренцо Пьяно. Prix Marcel Duchamp, Премия Марселя Дюшана — национальная премия с международным прицелом. Учрежденная 18 лет назад, она достается каждый год художнику, работающему во Франции. Такова цель организатора — Ассоциации по международному распространению французского искусства (ADIAF). Задача вывода национального искусства в интернациональное пространство считается здесь очень важной, французы боятся даже тени провинциализма. Поэтому, например, среди фондов и организаций, поддерживающих премию, такие важные институции, как аукционный дом Artcurial, Fondation d’entreprise Hermès или один из трех китов французской банковской системы Société Générale.

Новостью этого года оказалось участие газеты The Art Newspaper France — появившегося в этом году после долгого перерыва французского издания по искусству. Это участие специально отметил президент ADIAF Жиль Фукс, поблагодарив «целую группу прессы, укорененную во многих странах, которая начала свое издание во Франции, и ее главу Инну Баженову». Французская The Art Newspaper уже выходила в ежедневном формате в Сети, а теперь, как раз к церемонии, появился и первый номер бумажного ежемесячника. Он посвящен в том числе Премии Марселя Дюшана и открывающейся в Париже ярмарке современного искусства FIAC.

Инициативу главного редактора французского издания, известного критика и историка искусств Филиппа Ренье, войти в группу поддержки премии поддерживает Инна Баженова: «В интернациональном мире искусства мы единомышленники, я в это верю. Но все мы видим искусство по-разному. Для меня очень важна французская точка зрения. Франция — страна, где искусство — мотив существования, предмет национальной гордости. Поэтому объективность The Art Newspaper была бы неполной без франкоязычного издания.

Я считаю, что хорошо встретить запуск французской версии в таком важном музее, как Центр Помпиду. Появление русского издания мы праздновали в ГМИИ имени Пушкина. И вот теперь мы снова оказываемся на одном из главных художественных событий в окружении главных персонажей мира искусства».

Семь членов международного жюри Премии Марселя Дюшана — его составляют коллекционеры, директора художественных музеев и фондов поддержки искусства — назвали имя победителя. Конкурс выиграл француз Клеман Кожитор, автор видео «Дурной глаз» (The Evil Eye). Надо сказать, что его работа и вправду выглядела самой эффектной среди четырех представленных проектов.

Президент Центра Помпиду Серж Лавинь не зря сказал, что выставка показывает и единство, и разнообразие нового французского искусства: «Четыре художника примерно одного поколения, все они используют сходный язык — образы в движении, все говорят о памяти, истории, обществе, но эти высказывания очень разные». Этажом выше находилась сама выставка претендентов — несколько сотен квадратных метров, которые парижский музей по традиции каждый год отводит номинантам премии. Кто бы ни получил награду, сам факт показа в знаменитом парижском музее — уже настоящий приз.

Тут можно увидеть инсталляцию из монументальных росписей-картин француженки вьетнамского происхождения Ту Ван Тран (родилась в 1979 году в Хошимине), в которую она ввела допотопное видео — любительский пленочный проектор. Француженка Мари Вуанье (родилась в 1974-м в городке Рис-Оранжис в Эссоне) в видеоленте Tinselwood (2–17–2018) рассказывает о жизни забытой деревни в Камеруне. А рожденный в 1978-м в Блиде на севере Алжира француз Мохамед Буруйcса касается в своей инсталляции «Нет времени для сожалений» жестокостей колониальной истории. В построенной им белой клетке вертится восьмигранный экран-призма, на который проецируются кадры интервью с одним из пациентов первой в Алжире психиатрической больницы, построенной в конце 1930-х, когда в стране правила французская администрация.

Победитель Клеман Кожитор — самый молодой из участников (он родился в 1983 году в Кольмаре), но едва ли не самый известный. Он завсегдатай кинофестивалей, его ленты попадали в отбор важных Канн и Локарно, не считая множества менее известных, но не менее серьезных киносоревнований. Он успел снять полнометражный фильм «Ни на небесах, ни на земле» (2015) и множество короткометражек, среди которых, кстати, есть и вещи, основанные на российских материалах. Это «Белютин» (2011) — фильм, посвященный художнику Элию Белютину, и «Брагино» (2017) про жизнь двух ненавидящих друг друга семей старообрядцев в сибирской тайге. В списке его работ есть даже балет Жан-Филиппа Рамо «Галантные Индии» (2017), но поставленный так, что автор XVIII века его бы и не узнал — с хип-хоп-танцовщиками и в весьма агрессивной манере.

Новая работа Кожитора «Дурной глаз» выглядит, как может показаться сперва, гламурной версией фильма-катастрофы. Правда, мы так и не узнаём о существе надвигающейся беды и постепенно обнаруживаем, что этот псевдофильм со стройно развивающимся сюжетом составлен, как Lego, из набора уже существующих фрагментов. В приложении к каталогу специально приведены архивные номера и описания кадров вроде 892452796 Young woman walking naked in the dark или 85827324 DS Snake coming into server case in server room. «Эта работа использует сложные технологии для того, чтобы поставить под сомнение сам статус изображений в мире, пресыщенном информацией», — сказал о проекте-победителе член жюри и директор Центра Помпиду Бернар Блистен.

Клеман Кожитор не только напомнил нам об «эффекте Кулешова», описанном режиссером Львом Кулешовым в 1929 году. Кулешов показал тогда, как соседствующие кадры радикально меняют восприятие друг друга. Французский художник еще и создал кинореди-мейд — привет Марселю Дюшану, духовному отцу конкурса.

С выбором победителя согласна участница жюри директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. «Верная победа, — говорит она. — Три других номинанта были хороши, но в этом случае жюри оказалось единодушно. Кстати, на это повлияло и выступление куратора, представлявшего проект. Потому что здесь соревнуются не только художники, но и искусствоведы, рассказывающие жюри об авторах. Вторую премию, если бы она была, я отдала бы художнице, которая сделала фильм про Камерун. Это очень медитативная, очень музейная история. Не зря бывшие в жюри директора музеев (кроме Марины Лошак и Бернара Блистена в жюри был и глава Музея Пикассо Лоран Лебон. — TANR) говорили, что охотно пополнили бы этой работой свои собрания».

Отвечая на вопрос корреспондента The Art Newspaper о том, чем важно для него участие в конкурсе, Клеман Кожитор сказал, что видит в этом «прекрасную возможность сделать красивую экспозицию в великом музее». «Это замечательная витрина для проекта, который, таким образом, будет увиден международной аудиторией», — пояснил он.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+