18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ценность выше номинала

№67
Материал из газеты

Музею Международного нумизматического клуба, созданному на основе коллекции предпринимателя и мецената Вагита Алекперова, исполняется три года. О первом в России частном музее нумизматики такого уровня рассказывает его эксперт Богдан Берковский

Какова история коллекции Вагита Юсуфовича Алекперова? В чем ее уникальность и отличие от крупных музейных собраний?

Она собиралась почти 20 лет, вещи приобретались на аукционах и посредством частных покупок. Начиналась она с российских золотых монет (и поэтому в этой части она особо полная) и далее пополнялась монетами других стран и эпох, самые древние из которых датируются VI веком до н. э. Что касается государственных музейных коллекций, то они, как правило, формируются из разных источников — это прежде всего археологические раскопки, редко закупки или дары. Понятно, что вещи туда попадают в разном состоянии. А в коллекционировании монет вопрос хорошей сохранности принципиален. У нас она эталонная. Если здесь и есть стертые, побывавшие в обращении экземпляры, то это, скорее всего, лучшие из известных.

Имеется в вашей коллекции что-то столь редкое, чего нет даже в ведущих музеях?

Да, конечно. И даже монеты, которых нет в России, особенно когда речь идет об античных, которые приобретались нами за рубежом, включая проданные в 1930-е годы. Особенно полная у нас коллекция золотых монет Древнего Рима, но и русские образцы есть очень редкие, в том числе монеты, которые хранятся еще только в собрании Государственного Эрмитажа, как, например, комплект платиновых монет 1839 года номиналом 12, 6 и 3 рубля. У нас в экспозиции представлен принадлежащий одному из членов клуба единственный полный комплект так называемых русов — золотых монет, которые собирались, но не ввели в обращение в России в конце XIX века. Полный их комплект еще есть в Эрмитаже, Государственном историческом музее и Смитсоновском институте. Здесь выставлены и донативные монеты, которые служили личными подарками членов императорской фамилии, а также римские монеты почти со всеми императорами, включая очень редкие. К примеру, есть монета с изображением императора мятежной Британии Караузия, правившего в III веке, которого мало кто знает; она исключительной ценности, и я не уверен, что такая есть где-то еще. Или монеты с Марком Аврелием, который чеканил их со своим изображением каждый год; у нас можно проследить, как он менялся — от юноши до зрелого мужа и философа.

Как построена ваша экспозиция — концептуально, технически и с точки зрения дизайна? Ведь монеты из-за своих размеров — очень специфический экспонат.

Мы сознательно разместили на небольшом пространстве большое количество монет, причем только оригиналы. В Историческом музее, где коллекция огромная, в экспозиции представлены либо копии, либо ничтожная часть оригиналов. Мы же стремимся, если можно так сказать, к открытому хранению. Конечно, в фондах нашего музея еще много монет, но мы хотим сделать их доступными для каждого посетителя, насколько возможно полно показывая темы, представленные в нашей коллекции. Это золотые монеты России, монеты Древней Греции, Древнего Рима, Византии, талеры, советские монеты. К экспозиции мы подходим традиционно: витрины под стеклом, заполненные монетами, в стиле нумизматических кабинетов XIX века. Для детального рассмотрения конкретной монеты рядом с витриной имеется планшет, по соответствующему номеру на нем высвечивается информация, можно в увеличенном размере рассмотреть аверс и реверс. Да, наши экспонаты миниатюрны, и не всегда возможно разглядеть детали без увеличения. Но мы считаем, что предметы надо показывать в их реальном размере, поскольку в первую очередь это произведения искусства, выполненные с виртуозным мастерством, достойным лесковского Левши. 

Нумизматическая экспозиция, опять же из-за размеров вещей, очень камерна. Как проводятся ваши экскурсии? Сколько человек может быть в группе? 

В идеале не больше пяти человек, ведь уже на расстоянии вытянутой руки от витрины вряд ли можно разглядеть изображение на монете. Максимум — 10–15 человек. 

Судя по откликам на вашем сайте, у вас много посетителей. Как бы вы охарактеризовали их? Кого среди них больше: случайных людей или тех, кто знаком с темой либо коллекционирует монеты? 

Коллекционирование монет сегодня стало очень популярным увлечением, так что среди наших посетителей нумизматов много. Вычислить такого знатока можно именно по тому, что он буквально водит носом по витрине, часто с лупой. А поскольку это очень интимный процесс, не хочется мешать. И экскурсия здесь не нужна. А дальше можно уже расширять контингент. Тут и люди, интересующиеся монетами, увлеченные историей, искусством, и люди случайные (и такое бывает). Дети — отдельная категория, экскурсию с ними мы строим на образах. Но совсем уж случайные, люди с улицы, к нам попадают нечасто, ведь у нас надо пройти обязательную процедуру предварительной записи на сайте. В целом, конечно, к нам ходит публика как минимум мотивированная.

И привлекаете вы ее в том числе новыми выставками. В сентябре их было целых четыре: «От Античности к Средневековью», «Палаты Зиновьевых — Юсуповых», «Золотые монеты в истории династии Романовых» и, неожиданно, о фальшивках — «Не все то золото…».

Да, в выставочных залах происходит регулярная смена экспозиций. Первая наша выставка — «Аверс и реверс» — представляла весь тематический состав коллекции. Выставка же «Золотые монеты в истории династии Романовых», которая проходила в парт­нерстве с Музеями Московского Кремля и Историческим музеем, стала редким случаем экспонирования вещей из государственных собраний на частной площадке, ведь более принято, когда наоборот. 

И большим музеям тоже хорошо: можно показать свои вещи в камерном пространстве.

Там было порядка 30 предоставленных нам предметов, в основном XVII века, которые у нас тогда были представлены фрагментарно. А цель выставки состояла в том, чтобы как можно полнее показать русскую золотую чеканку, которой в России не очень много. Золотые монеты из-за разных исторических катаклизмов постоянно вымывались из денежного обращения, перечеканивались, переплавлялись и дошли до нас в малом количестве. Так что, можно сказать, это была выставка редкостей. 

На вашем сайте анонсирована и будущая выставка «Августейший нумизмат». Расскажите о ней подробнее, если это уже возможно.

Это будет большой синтетический проект, посвященный великому князю Георгию Михайловичу — не только основателю и попечителю Русского музея, но еще и коллекционеру, и величайшему нумизмату своего времени, практически забытому в советские годы. Благодаря ему на рубеже XIX–ХХ веков в России произошла важная трансформация коллекционирования: собирательство из самоцели превратилось в гуманитарную миссию, нумизматика стала восприниматься как культурное достояние, произошло осмысление монеты как произведения искусства и исторического источника. Обращаясь к истории почти 100-летней давности, мы хотим показать, что эта миссия и сегодня актуальна и что, формируя любую коллекцию, надо помнить, для чего это делается. Георгий Михайлович был создателем фундаментального труда «Корпус русских монет», настолько полного, что все последующие каталоги и научные публикации основываются на монетах, опубликованных в этом исследовании. Это будет выставка, рассказывающая об уникальном человеке, блестящем коллекционере и глубоком исследователе.

В вашем собрании есть экземпляры из коллекции Георгия Михайловича? 

Здесь не все так просто, это почти детективная история. С началом Первой мировой войны великий князь поместил свою коллекцию (а собирал он только русские монеты) в банковский депозитарий, хотя перед этим подарил ее Русскому музею. Затем, когда случилась революция, монеты передали в Гохран. Что-то сгинуло в его недрах, что-то неведомым путем попало за границу к наследникам, а что-то вышло на нумизматический рынок. В 1950 году какие-то предметы были проданы с торгов в Лондоне и разошлись по всему миру, а в 1960-е годы большая часть коллекции, порядка 10 тыс. монет, в основном медных и серебряных, оказалась в Америке в частных руках и была подарена Смитсоновскому институту. Золото по большей части разошлось. 

Да, у нас есть монеты, опубликованные в «Корпусе...». Но там представлена систематическая таблица лучших экземпляров из разных коллекций. Говорить о бесспорной принадлежности к собранию самого Георгия Михайловича можно только в случае тех вещей, на которых стоит клеймо коллекционера Эмерика Гуттен-Чапского, когда-то продавшего свою коллекцию князю. Благодаря этому клейму мы можем проследить провенанс и наших монет. 

Как бы то ни было, тех, кто придет к нам на выставку, ждет много интересного. И не только профессионалов, но и людей, которые лишь открывают для себя мир нумизматики.  

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+