The Art Newspaper Russia
Поиск

О роли руин в российской истории

Особое отношение к развалинам привело к тому, что у нас почти не осталось исторических памятников

Великий Николай Гоголь, описывая в «Мертвых душах» разрушающееся хозяйство Плюшкина и великолепие развалин форума в «Риме», на самом деле говорил об отсутствии у русских исторического чувства. Гоголь был не единственным, кто пытался выразить ощущение пустоты и страха русского человека из-за отсутствия у него надежной исторической основы. Вот и Петр Чаадаев писал в 1829 году о «бесприютности и неукорененности российской культуры».

С памятниками древнего зодчества в России обходились без особых церемоний — традиций их восстановления, реконструкции или тем более реставрации не существовало. Лондонский профессор Андреас Шёнле приводит историю Десятинной церкви в Киеве. Одна из главных святынь русского православия, сооруженная князем Владимиром в 996 году, она начала разрушаться уже в XIII веке, во время монгольского нашествия. А к XIX веку Десятинная церковь превратилась в груду живописного хлама. В конечном счете ее снесли, несмотря на заступничество министра просвещения Сергея Уварова, считавшего, что «руины должны сохраняться и сберегаться в том состоянии, в каком были найдены», для расчистки под новый собор, спроектированный Василием Стасовым. «Красота церкви считалась не зависящей от ее древности. Пока церковное здание сохраняет свою святость, оно продолжает оставаться той же самой церковью, независимо от того, насколько радикально его перестраивали», — констатирует Шёнле.

А в главе, посвященной эстетическим и политическим моментам в романтической моде на руины, автор приводит слова из знаменитой книги маркиза Астольфа де Кюстина, заметившего, что «здесь так же невозможно определить подлинность священных камней, как и достоверность слов и документов. В каждое новое правление исторические здания преображаются заново, словно бесформенная глина, по воле государя…» Ситуация эта стала меняться в СССР лишь после Великой Отечественной, когда Ленинград восстанавливали ускоренными темпами — гораздо быстрее, чем города во Франции, Британии или Германии. «В отличие от этих стран, где была принята политика совмещения реконструкции и новых построек в зависимости от обстоятельств каждого отдельного случая, ленинградцы оставались верны принципу точной факсимильной реконструкции». Именно она, названная историком Лизой Киршенбаум «государственным принуждением к забвению», определила нынешний облик не только исторического центра Санкт-Петербурга, но и состояние дворцов-музеев в Петергофе, Царском Селе, Гатчине и Павловске. 

Просмотры: 1777
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Таким образом, Sotheby’s, акции которой торговались на нью-йоркской фондовой бирже в течение 31 года, вновь станет частной компанией.
18 июня 2019
8
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
9
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
10
Сюрреалистический гербарий Макса Эрнста собрали в Эрмитаже
Живопись и графику Эрнста 1920-х годов впервые показывают в России.
18 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru