The Art Newspaper Russia
Поиск

Коллекционеры — смелые в своей страсти авантюристы

Директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia размышляет о том, как коллекционер становится экспертом и воспитывает вкус у гостей дома

Внеинституциональное — частное — коллекционирование, бесспорно, является основой для всей системы современного искусства. С одной стороны, крупнейшие и лучшие собрания рано или поздно окажутся в музеях — не всегда тем способом, о котором мечтали сами коллекционеры, но таков уж непредсказуемый ход истории. С другой стороны, система арт-рынка базируется именно на коллекционерах, они своими приобретениями поддерживают как художников, так и обслуживающую инфраструктуру. 

Революция 1917 года, в ходе которой были национализированы собрания Морозовых, Щукина, Третьякова, на много десятилетий остудила коллекционерский пыл, ведь собирательство — это именно страсть, а не расчет. Во второй половине XX века ситуация начинает меняться. Как отмечает Валерий Дудаков, крупнейший коллекционер русского искусства, «для многих коллекционирование было отдушиной в тяжелой прозаичной работе… ушли в коллекционирование люди, не сумевшие реализовать себя в работе по специальности…» Георгий Дионисович Костаки, технический посольский сотрудник, получил всемирную известность благодаря своей коллекции авангарда. Собрание Арама Яковлевича Абрамяна, уролога, послужило основой для Музея русского искусства. Профессор Сергей Николаевич Горшин передал свою первоклассную коллекцию в Химкинскую картинную галерею (да!). Все они, осознанно или нет, делали общее дело — сохраняли прошлое и настоящее для будущего.

Поражает, насколько эти люди были смелы в своей страсти. Коллекционеры сочетали авантюризм спекулянтов — каковыми они были с точки зрения советского закона, — и глубокий, отточенный вкус, к которому добавлялось немалое знание психологии. (Правила игры подразумевали, что обмен между коллекционерами значимее покупки, поэтому каждый из них старался обыграть другого, обменяв нечто ценное на что-то еще более ценное. Или, как делало старшее поколение, меняли «стенку на стенку» — совершали обмен всех произведений со стены в квартире одного коллекционера на все произведения со стены в квартире другого.)

Коллекционеры в нашей экосистеме делали и делают очень важные вещи. Пропагандой своей коллекции они, подобно археологам, раскрывают новые пласты. По замечанию Марии Цанцаноглу, директора Государственного музея современного искусства в Салониках, русский авангард, который собирал Георгий Костаки, — «это в высшей степени русское эстетическое явление, сейчас оно считается неотъемлемой частью мировой истории культуры».

Коллекции, хранящиеся в частных руках, воспитывают вкус у гостей дома. Франциско Инфанте-Арана, также вспоминая о Костаки, пишет, что «художники пользовались его приглашением, чтобы провести время в разговорах о „настоящем“ искусстве и о „настоящих“ художниках в окружении мажорного, ни на что не похожего в предыдущих культурах искусства...»
Хороший коллекционер не просто видит красоту, важность и ценность очередной покупки. Он глубоко разбирается в предмете коллекционирования, восстанавливая биографию художника, и делается лучшим экспертом по датировке, авторству и подлинности произведения.

Сэм Вагстафф, один из первых коллекционеров фотографии, более известный своими романтическими отношениями с Робертом Мэпплторпом, выступая перед студентами Института Пратта в 1978 году, сказал: «Один мой друг однажды заметил, что единственный способ изучить графику Рафаэля — это стать владельцем одного из его рисунков. Забавно, но в этом есть зерно правды, потому что, если вы действительно являетесь обладателем рисунка, вы можете изучить его во всех деталях». 

Просмотры: 1547
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
3
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
4
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
5
Классический выбор гения вкуса
Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи.
16 августа 2019
6
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
7
В Музее Гуггенхайма изучают уличное искусство и протест начала 1980-х
Выставка состоит из двух десятков произведений Жан-Мишеля Баскиа и его современников, которые почти незаметно стали историей.
15 августа 2019
8
Выставка фонда IN ARTIBUS приехала в Новосибирск
Проект «Под одним небом» объединил произведения французских и русских художников XIX–XX веков.
16 августа 2019
9
Работы Мартина Киппенбергера и Марии Лассниг встретились в Мюнхене
Произведения художников проводят тотальный Body Check в Городской галерее в доме Ленбаха.
15 августа 2019
10
Екатерина II едет в Царицыно
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка, где можно будет увидеть портрет Екатерины II работы Дмитрия Левицкого, отреставрированный при поддержке Corinthia Hotels.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru