18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекционеры — смелые в своей страсти авантюристы

№67
Материал из газеты

Директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia размышляет о том, как коллекционер становится экспертом и воспитывает вкус у гостей дома

Внеинституциональное — частное — коллекционирование, бесспорно, является основой для всей системы современного искусства. С одной стороны, крупнейшие и лучшие собрания рано или поздно окажутся в музеях — не всегда тем способом, о котором мечтали сами коллекционеры, но таков уж непредсказуемый ход истории. С другой стороны, система арт-рынка базируется именно на коллекционерах, они своими приобретениями поддерживают как художников, так и обслуживающую инфраструктуру. 

Революция 1917 года, в ходе которой были национализированы собрания Морозовых, Щукина, Третьякова, на много десятилетий остудила коллекционерский пыл, ведь собирательство — это именно страсть, а не расчет. Во второй половине XX века ситуация начинает меняться. Как отмечает Валерий Дудаков, крупнейший коллекционер русского искусства, «для многих коллекционирование было отдушиной в тяжелой прозаичной работе… ушли в коллекционирование люди, не сумевшие реализовать себя в работе по специальности…» Георгий Дионисович Костаки, технический посольский сотрудник, получил всемирную известность благодаря своей коллекции авангарда. Собрание Арама Яковлевича Абрамяна, уролога, послужило основой для Музея русского искусства. Профессор Сергей Николаевич Горшин передал свою первоклассную коллекцию в Химкинскую картинную галерею (да!). Все они, осознанно или нет, делали общее дело — сохраняли прошлое и настоящее для будущего.

Поражает, насколько эти люди были смелы в своей страсти. Коллекционеры сочетали авантюризм спекулянтов — каковыми они были с точки зрения советского закона, — и глубокий, отточенный вкус, к которому добавлялось немалое знание психологии. (Правила игры подразумевали, что обмен между коллекционерами значимее покупки, поэтому каждый из них старался обыграть другого, обменяв нечто ценное на что-то еще более ценное. Или, как делало старшее поколение, меняли «стенку на стенку» — совершали обмен всех произведений со стены в квартире одного коллекционера на все произведения со стены в квартире другого.)

Коллекционеры в нашей экосистеме делали и делают очень важные вещи. Пропагандой своей коллекции они, подобно археологам, раскрывают новые пласты. По замечанию Марии Цанцаноглу, директора Государственного музея современного искусства в Салониках, русский авангард, который собирал Георгий Костаки, — «это в высшей степени русское эстетическое явление, сейчас оно считается неотъемлемой частью мировой истории культуры».

Коллекции, хранящиеся в частных руках, воспитывают вкус у гостей дома. Франциско Инфанте-Арана, также вспоминая о Костаки, пишет, что «художники пользовались его приглашением, чтобы провести время в разговорах о „настоящем“ искусстве и о „настоящих“ художниках в окружении мажорного, ни на что не похожего в предыдущих культурах искусства...»
Хороший коллекционер не просто видит красоту, важность и ценность очередной покупки. Он глубоко разбирается в предмете коллекционирования, восстанавливая биографию художника, и делается лучшим экспертом по датировке, авторству и подлинности произведения.

Сэм Вагстафф, один из первых коллекционеров фотографии, более известный своими романтическими отношениями с Робертом Мэпплторпом, выступая перед студентами Института Пратта в 1978 году, сказал: «Один мой друг однажды заметил, что единственный способ изучить графику Рафаэля — это стать владельцем одного из его рисунков. Забавно, но в этом есть зерно правды, потому что, если вы действительно являетесь обладателем рисунка, вы можете изучить его во всех деталях». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+