The Art Newspaper Russia
Поиск

Российский закон о праве следования стал еще строже

Государство пытается облегчить жизнь художникам и усложнить — искусствоведам: последние поправки к закону о праве следования и новый экзамен для оценщиков культурных ценностей

Валерий Чтак. «Только правда». Фото: Валерий Чтак/Paperworks Gallery, Moscow

Валерий Чтак. «Только правда». Фото: Валерий Чтак/Paperworks Gallery, Moscow

Новое постановление к закону о праве следования вступило в силу 7 сентября. Оно существенно расширило обязанности продавца произведений искусства и полномочия сборщика вознаграждения. В статье 1293 части четвертой Гражданского кодекса РФ с 1 июня появилось несколько существенных изменений. Во-первых, теперь под статью подпадают абсолютно все сделки, одним из участников которых было юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Во-вторых, информацию о перепродаже должно предоставлять юридическое лицо, выступающее в роли покупателя, продавца или посредника. И в-третьих, появились временные рамки: письменное уведомление о факте перепродажи должно поступить в адрес аккредитованной организации в течение 10 дней, а выплата должна быть осуществлена в течение 20 дней после уведомления. 

Право следования было утверждено и регулируется Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (статья 14). Оно предполагает, что автор или его наследник получает вознаграждение в виде процента от перепродажи произведения. Принятый во Франции в первой половине ХХ века закон о праве следования был придуман для защиты прав бедствующих художников и их семей. Статья о праве следования внесена в конвенцию в 1948 году, но некоторые страны — члены конвенции так и не включили ее в национальное законодательство. В США закон о праве следования принят лишь в штате Калифорния. 

Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1993 году. Однако по-настоящему закон начал действовать на нервы продавцам и посредникам в 2008 году, когда Минкульт делегировал право сбора отчислений аккредитованной организации — некоммерческому партнерству УПРАВИС. В его задачи входит поиск художников и наследников, выплата им 5% от перепродажи, взаимодействие с продавцами и посредниками. Одной из своих целей УПРАВИС считает мобилизацию российского арт-рынка, сейчас игнорирующего закон. Как писала TANR в октябре 2015 года, УПРАВИС был готов судиться с неплательщиками. 

С момента основания некоммерческого партнерства фактические выплаты по закону получают только те художники, чьи работы были проданы за рубежом, поскольку аналогичные организации в Европе, где право следования работает исправно, перечисляют вознаграждения на расчетный счет УПРАВИС уже не первый год. Любопытно, что авторы имеют право заключать договор с любым из обществ в любой стране, где действует этот закон. 

Если аналогичные законы действуют в европейских странах, то в чем причина его несоблюдения в России? 

Во-первых, аукционные дома и галереи опасаются нарушения конфиденциальности своих клиентов. 

Во-вторых, продавцы и посредники считают, что в условиях экономического кризиса право следования способно существенно замедлить рост арт-рынка, отпугнув покупателей. Однако, на Форуме по защите авторских прав в Женеве в ноябре 2017 года Кэтрин Грэдди из Международной бизнес-школы Брэндайса в Массачусетсе доказала на основании эмпирических исследований, что отчисление 5% по праву следования никак не влияет на арт-рынок, вопреки негативным ожиданиям экспертов.

В-третьих, пока в России отсутствует существенный импульс, который бы сдвинул решение проблемы с мертвой точки. Например, своего рода амнистия для участников рынка. 

Материалы по теме
Просмотры: 5809
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
5
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
6
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
7
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
8
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
9
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
10
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru