The Art Newspaper Russia
Поиск

Российский закон о праве следования стал еще строже

Государство пытается облегчить жизнь художникам и усложнить — искусствоведам: последние поправки к закону о праве следования и новый экзамен для оценщиков культурных ценностей

Валерий Чтак. «Только правда». Фото: Валерий Чтак/Paperworks Gallery, Moscow

Валерий Чтак. «Только правда». Фото: Валерий Чтак/Paperworks Gallery, Moscow

Новое постановление к закону о праве следования вступило в силу 7 сентября. Оно существенно расширило обязанности продавца произведений искусства и полномочия сборщика вознаграждения. В статье 1293 части четвертой Гражданского кодекса РФ с 1 июня появилось несколько существенных изменений. Во-первых, теперь под статью подпадают абсолютно все сделки, одним из участников которых было юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Во-вторых, информацию о перепродаже должно предоставлять юридическое лицо, выступающее в роли покупателя, продавца или посредника. И в-третьих, появились временные рамки: письменное уведомление о факте перепродажи должно поступить в адрес аккредитованной организации в течение 10 дней, а выплата должна быть осуществлена в течение 20 дней после уведомления. 

Право следования было утверждено и регулируется Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (статья 14). Оно предполагает, что автор или его наследник получает вознаграждение в виде процента от перепродажи произведения. Принятый во Франции в первой половине ХХ века закон о праве следования был придуман для защиты прав бедствующих художников и их семей. Статья о праве следования внесена в конвенцию в 1948 году, но некоторые страны — члены конвенции так и не включили ее в национальное законодательство. В США закон о праве следования принят лишь в штате Калифорния. 

Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1993 году. Однако по-настоящему закон начал действовать на нервы продавцам и посредникам в 2008 году, когда Минкульт делегировал право сбора отчислений аккредитованной организации — некоммерческому партнерству УПРАВИС. В его задачи входит поиск художников и наследников, выплата им 5% от перепродажи, взаимодействие с продавцами и посредниками. Одной из своих целей УПРАВИС считает мобилизацию российского арт-рынка, сейчас игнорирующего закон. Как писала TANR в октябре 2015 года, УПРАВИС был готов судиться с неплательщиками. 

С момента основания некоммерческого партнерства фактические выплаты по закону получают только те художники, чьи работы были проданы за рубежом, поскольку аналогичные организации в Европе, где право следования работает исправно, перечисляют вознаграждения на расчетный счет УПРАВИС уже не первый год. Любопытно, что авторы имеют право заключать договор с любым из обществ в любой стране, где действует этот закон. 

Если аналогичные законы действуют в европейских странах, то в чем причина его несоблюдения в России? 

Во-первых, аукционные дома и галереи опасаются нарушения конфиденциальности своих клиентов. 

Во-вторых, продавцы и посредники считают, что в условиях экономического кризиса право следования способно существенно замедлить рост арт-рынка, отпугнув покупателей. Однако, на Форуме по защите авторских прав в Женеве в ноябре 2017 года Кэтрин Грэдди из Международной бизнес-школы Брэндайса в Массачусетсе доказала на основании эмпирических исследований, что отчисление 5% по праву следования никак не влияет на арт-рынок, вопреки негативным ожиданиям экспертов.

В-третьих, пока в России отсутствует существенный импульс, который бы сдвинул решение проблемы с мертвой точки. Например, своего рода амнистия для участников рынка. 

Материалы по теме
Просмотры: 5180
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
7
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
8
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
9
Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург
Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством.
10 декабря 2019
10
В павильоне России на биеннале в Венеции состоится конкурс на его реконструкцию
Новая команда павильона России на 17-й Архитектурной биеннале в Венеции представит проект Open!
06 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru