The Art Newspaper Russia
Поиск

Рантье от своего искусства

УПРАВИС начало бороться за права художников и организует круглый стол на XXXIX Российском антикварном салоне

Сотни художников прошлого умерли в нищете, пока их картины перепродавались дилерами с изрядной прибылью. Живые художники, особенно российские, не в лучшей ситуации: их работы не то чтобы все время перепродаются, да еще с прибылью, но все же некоторый оборот на вторичном рынке современного искусства наблюдается. Произведения меняют владельцев, а автор не получает никакого вознаграждения. Конечно, непросто заставить продавцов расстаться с частью прибыли. Однако теперь у российских художников появился шанс сделаться рантье от собственного искусства.

Право следования, позволяющее художнику или его наследникам получать процентное отчисление от цены каждой перепродажи, зафиксировано в российском законодательстве давно, но в практическую фазу этот закон вступил только в 2008 году, когда были утверждены правила и размеры выплаты и при Росохранкультуре аккредитована специальная организация, которая должна такие выплаты собирать и распределять, — УПРАВИС (некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства).

Старт был не самым благоприятным: в течение года УПРАВИС пыталось вести с продавцами искусства переговоры для заключения с ними договоров, в чем успеха не достигло. В 2010 году Росохранкультура вынесла компании «Экспо-парк», организатору Российского антикварного салона, жесткое предупреждение, которое касалось — учитывая, что право следования работает на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти, — всех арт-дилеров, занимающихся искусством XX века и которым надлежало подписать соглашения с УПРАВИС. В 2011 году Росохранкультура была упразднена (ее функции переданы Министерству культуры РФ), и наступило долгое затишье.

В декабре 2013 года парт­нерство УПРАВИС получило повторную аккредитацию сроком на десять лет и вот теперь приступило к активной деятельности. Состав людей, работающих в этой организации, полностью сменился, и ситуация становится более прозрачной. К тому же УПРАВИС вступило в ассоциацию CISAC, объединяющую организации по защите авторских прав по всему миру, и заключило партнерские соглашения с десятком аналогичных национальных организаций. Так что теперь может представлять права российских художников за рубежом и заодно обмениваться с западными коллегами опытом.

Тамошний размах, конечно, впечатляет. Например, как рассказал глава шведского общества по коллективному управлению правами в сфере искусства BUS Матс Линдберг, в прошлом году они собрали 15 млн крон (притом что население Швеции всего 10 млн), которые были распределены между примерно 2 тыс. авторов. Интересно, что, если получатели денег не найдены, средства перераспределяются на разные культурные нужды. Около 15% сборов шведская организация оставляет себе, на административные рас­ходы.

Доходов у УПРАВИС пока нет никаких, потому и о расходах речь не идет. Мнения участников рынка по поводу деятельности организации расходятся, но как минимум равнодушным не остается никто.

«Мы не сторонники репрессий. Но в суд подать можем»

Эрик Вальдес-Мартинес
Глава международного отдела УПРАВИС (Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, Россия)

Когда общество впервые испытало потребность во введении права следования?

В 1860 году художник барбизонской школы Жан-Франсуа Милле продал свою работу Ангел Господень за 1 тыс. франков. Картина часто меняла владельцев, и через 30 лет ее цена выросла до 750 тыс. франков — в то время как наследники художника жили в чрезвычайной бедности. Эта история легла в основу идеи закрепления права следования (права перепродажи) на законодательном уровне. В 1920 году право следования было законодательно закреплено во Франции, в 1948 году подтверждено международной Бернской конвенцией.

За счет чего финансируется УПРАВИС?

Как ни странно, с нами работает много волонтеров из смежных областей авторского права, которые помогают нам раскрутиться. Пока о каком-то специальном финансировании речи не идет.

Сколько договоров заключено?

В настоящее время у УПРАВИС заключено около 100 договоров с художниками или их наследниками (например, с потомками Зинаиды Серебряковой). И гораздо меньше с продавцами, которые должны отчислять деньги от перепродаж произведений. Среди последних, например, галерея «Триумф» или аукционный дом «Кремлевский». В целом же продавцы искусства продолжают придерживаться принципа «может, рассосется».

А сами художники как воспринимают возможность заключения договора? Радуются?

Не всегда. Многие опасаются, что, если они заключат договор с нами, галереи не захотят с ними работать, побоятся дополнительных расходов. Поэтому ближайшая задача — информационная, мы запланировали множество мероприятий, цель которых — объяснить, зачем создана наша организация и как она работает.

Какими резервами располагает УПРАВИС для интенсификации процесса?

Мы не сторонники репрессий и стараемся все решать в ходе переговоров. И первые плоды такой политики — то, что продавцы искусства готовы говорить с нами и предоставили нам площадку на Российском антикварном салоне. Но, если рассуждать теоретически, судебные процессы возможны, и художники (или их наследники), заключившие с нами договор, могут проситьнас представлять их в суде.

Материалы по теме
Просмотры: 2918
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru