The Art Newspaper Russia
Поиск

Рантье от своего искусства

УПРАВИС начало бороться за права художников и организует круглый стол на XXXIX Российском антикварном салоне

Сотни художников прошлого умерли в нищете, пока их картины перепродавались дилерами с изрядной прибылью. Живые художники, особенно российские, не в лучшей ситуации: их работы не то чтобы все время перепродаются, да еще с прибылью, но все же некоторый оборот на вторичном рынке современного искусства наблюдается. Произведения меняют владельцев, а автор не получает никакого вознаграждения. Конечно, непросто заставить продавцов расстаться с частью прибыли. Однако теперь у российских художников появился шанс сделаться рантье от собственного искусства.

Право следования, позволяющее художнику или его наследникам получать процентное отчисление от цены каждой перепродажи, зафиксировано в российском законодательстве давно, но в практическую фазу этот закон вступил только в 2008 году, когда были утверждены правила и размеры выплаты и при Росохранкультуре аккредитована специальная организация, которая должна такие выплаты собирать и распределять, — УПРАВИС (некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства).

Старт был не самым благоприятным: в течение года УПРАВИС пыталось вести с продавцами искусства переговоры для заключения с ними договоров, в чем успеха не достигло. В 2010 году Росохранкультура вынесла компании «Экспо-парк», организатору Российского антикварного салона, жесткое предупреждение, которое касалось — учитывая, что право следования работает на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти, — всех арт-дилеров, занимающихся искусством XX века и которым надлежало подписать соглашения с УПРАВИС. В 2011 году Росохранкультура была упразднена (ее функции переданы Министерству культуры РФ), и наступило долгое затишье.

В декабре 2013 года парт­нерство УПРАВИС получило повторную аккредитацию сроком на десять лет и вот теперь приступило к активной деятельности. Состав людей, работающих в этой организации, полностью сменился, и ситуация становится более прозрачной. К тому же УПРАВИС вступило в ассоциацию CISAC, объединяющую организации по защите авторских прав по всему миру, и заключило партнерские соглашения с десятком аналогичных национальных организаций. Так что теперь может представлять права российских художников за рубежом и заодно обмениваться с западными коллегами опытом.

Тамошний размах, конечно, впечатляет. Например, как рассказал глава шведского общества по коллективному управлению правами в сфере искусства BUS Матс Линдберг, в прошлом году они собрали 15 млн крон (притом что население Швеции всего 10 млн), которые были распределены между примерно 2 тыс. авторов. Интересно, что, если получатели денег не найдены, средства перераспределяются на разные культурные нужды. Около 15% сборов шведская организация оставляет себе, на административные рас­ходы.

Доходов у УПРАВИС пока нет никаких, потому и о расходах речь не идет. Мнения участников рынка по поводу деятельности организации расходятся, но как минимум равнодушным не остается никто.

«Мы не сторонники репрессий. Но в суд подать можем»

Эрик Вальдес-Мартинес
Глава международного отдела УПРАВИС (Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, Россия)

Когда общество впервые испытало потребность во введении права следования?

В 1860 году художник барбизонской школы Жан-Франсуа Милле продал свою работу Ангел Господень за 1 тыс. франков. Картина часто меняла владельцев, и через 30 лет ее цена выросла до 750 тыс. франков — в то время как наследники художника жили в чрезвычайной бедности. Эта история легла в основу идеи закрепления права следования (права перепродажи) на законодательном уровне. В 1920 году право следования было законодательно закреплено во Франции, в 1948 году подтверждено международной Бернской конвенцией.

За счет чего финансируется УПРАВИС?

Как ни странно, с нами работает много волонтеров из смежных областей авторского права, которые помогают нам раскрутиться. Пока о каком-то специальном финансировании речи не идет.

Сколько договоров заключено?

В настоящее время у УПРАВИС заключено около 100 договоров с художниками или их наследниками (например, с потомками Зинаиды Серебряковой). И гораздо меньше с продавцами, которые должны отчислять деньги от перепродаж произведений. Среди последних, например, галерея «Триумф» или аукционный дом «Кремлевский». В целом же продавцы искусства продолжают придерживаться принципа «может, рассосется».

А сами художники как воспринимают возможность заключения договора? Радуются?

Не всегда. Многие опасаются, что, если они заключат договор с нами, галереи не захотят с ними работать, побоятся дополнительных расходов. Поэтому ближайшая задача — информационная, мы запланировали множество мероприятий, цель которых — объяснить, зачем создана наша организация и как она работает.

Какими резервами располагает УПРАВИС для интенсификации процесса?

Мы не сторонники репрессий и стараемся все решать в ходе переговоров. И первые плоды такой политики — то, что продавцы искусства готовы говорить с нами и предоставили нам площадку на Российском антикварном салоне. Но, если рассуждать теоретически, судебные процессы возможны, и художники (или их наследники), заключившие с нами договор, могут проситьнас представлять их в суде.

Материалы по теме
Просмотры: 3617
Популярные материалы
1
Министром культуры РФ назначена Ольга Любимова
Ранее она возглавляла департамент кинематографии Министерства культуры
21 января 2020
2
Южнокорейский бойз-бенд BTS запустил проект со звездами современного искусства
Connect, BTS охватит пять городов на четырех континентах и представит работы 22 художников, в том числе Энтони Гормли и Томаса Сараcено.
21 января 2020
3
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
4
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
5
Дали без магии: король эксцентрики в Москве
В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно.
22 января 2020
6
Новый мир Шарлотты Перриан в Фонде Louis Vuitton
Блокбастер, развернутый во всех галереях Фонда Louis Vuitton в Париже, посвящен выдающейся французской модернистке.
21 января 2020
7
Эксперты подтвердили подлинность найденной в стене картины Климта
«Женский портрет», похищенный из итальянского музея и обнаруженный спустя десятилетия в его стене, оказался настоящим.
20 января 2020
8
Реставрация дома Мельникова начнется в 2021 году
Восстановление дома Мельникова предваряет работа международного наблюдательного комитета по его сохранению.
22 января 2020
9
Минкультуры РФ создает подразделение по поиску перемещенных культурных ценностей
Организация по поиску утраченного во время ВОВ создана при РОСИЗО в начале года.
21 января 2020
10
Испанский коллекционер получил срок за вывоз своего Пикассо из страны
У миллиардера Хайме Ботина из династии владельцев банка Santander не было разрешения на экспорт картины.
21 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru