18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рантье от своего искусства

№37
Материал из газеты

УПРАВИС начало бороться за права художников и организует круглый стол на XXXIX Российском антикварном салоне

Сотни художников прошлого умерли в нищете, пока их картины перепродавались дилерами с изрядной прибылью. Живые художники, особенно российские, не в лучшей ситуации: их работы не то чтобы все время перепродаются, да еще с прибылью, но все же некоторый оборот на вторичном рынке современного искусства наблюдается. Произведения меняют владельцев, а автор не получает никакого вознаграждения. Конечно, непросто заставить продавцов расстаться с частью прибыли. Однако теперь у российских художников появился шанс сделаться рантье от собственного искусства.

Право следования, позволяющее художнику или его наследникам получать процентное отчисление от цены каждой перепродажи, зафиксировано в российском законодательстве давно, но в практическую фазу этот закон вступил только в 2008 году, когда были утверждены правила и размеры выплаты и при Росохранкультуре аккредитована специальная организация, которая должна такие выплаты собирать и распределять, — УПРАВИС (некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства).

Старт был не самым благоприятным: в течение года УПРАВИС пыталось вести с продавцами искусства переговоры для заключения с ними договоров, в чем успеха не достигло. В 2010 году Росохранкультура вынесла компании «Экспо-парк», организатору Российского антикварного салона, жесткое предупреждение, которое касалось — учитывая, что право следования работает на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти, — всех арт-дилеров, занимающихся искусством XX века и которым надлежало подписать соглашения с УПРАВИС. В 2011 году Росохранкультура была упразднена (ее функции переданы Министерству культуры РФ), и наступило долгое затишье.

В декабре 2013 года парт­нерство УПРАВИС получило повторную аккредитацию сроком на десять лет и вот теперь приступило к активной деятельности. Состав людей, работающих в этой организации, полностью сменился, и ситуация становится более прозрачной. К тому же УПРАВИС вступило в ассоциацию CISAC, объединяющую организации по защите авторских прав по всему миру, и заключило партнерские соглашения с десятком аналогичных национальных организаций. Так что теперь может представлять права российских художников за рубежом и заодно обмениваться с западными коллегами опытом.

Тамошний размах, конечно, впечатляет. Например, как рассказал глава шведского общества по коллективному управлению правами в сфере искусства BUS Матс Линдберг, в прошлом году они собрали 15 млн крон (притом что население Швеции всего 10 млн), которые были распределены между примерно 2 тыс. авторов. Интересно, что, если получатели денег не найдены, средства перераспределяются на разные культурные нужды. Около 15% сборов шведская организация оставляет себе, на административные рас­ходы.

Доходов у УПРАВИС пока нет никаких, потому и о расходах речь не идет. Мнения участников рынка по поводу деятельности организации расходятся, но как минимум равнодушным не остается никто.

«Мы не сторонники репрессий. Но в суд подать можем»

Эрик Вальдес-Мартинес
Глава международного отдела УПРАВИС (Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, Россия)

Когда общество впервые испытало потребность во введении права следования?

В 1860 году художник барбизонской школы Жан-Франсуа Милле продал свою работу Ангел Господень за 1 тыс. франков. Картина часто меняла владельцев, и через 30 лет ее цена выросла до 750 тыс. франков — в то время как наследники художника жили в чрезвычайной бедности. Эта история легла в основу идеи закрепления права следования (права перепродажи) на законодательном уровне. В 1920 году право следования было законодательно закреплено во Франции, в 1948 году подтверждено международной Бернской конвенцией.

За счет чего финансируется УПРАВИС?

Как ни странно, с нами работает много волонтеров из смежных областей авторского права, которые помогают нам раскрутиться. Пока о каком-то специальном финансировании речи не идет.

Сколько договоров заключено?

В настоящее время у УПРАВИС заключено около 100 договоров с художниками или их наследниками (например, с потомками Зинаиды Серебряковой). И гораздо меньше с продавцами, которые должны отчислять деньги от перепродаж произведений. Среди последних, например, галерея «Триумф» или аукционный дом «Кремлевский». В целом же продавцы искусства продолжают придерживаться принципа «может, рассосется».

А сами художники как воспринимают возможность заключения договора? Радуются?

Не всегда. Многие опасаются, что, если они заключат договор с нами, галереи не захотят с ними работать, побоятся дополнительных расходов. Поэтому ближайшая задача — информационная, мы запланировали множество мероприятий, цель которых — объяснить, зачем создана наша организация и как она работает.

Какими резервами располагает УПРАВИС для интенсификации процесса?

Мы не сторонники репрессий и стараемся все решать в ходе переговоров. И первые плоды такой политики — то, что продавцы искусства готовы говорить с нами и предоставили нам площадку на Российском антикварном салоне. Но, если рассуждать теоретически, судебные процессы возможны, и художники (или их наследники), заключившие с нами договор, могут проситьнас представлять их в суде.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+