The Art Newspaper Russia
Поиск

В Центре имени Грабаря дотянулись до «небес»

На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря показывают отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что расположена в деревне Хвалинская на территории Кенозерского национального парка

Выставка «Век ради вечного» — главное событие юбилейного года, в котором Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) отмечает 100-летие. А расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка — ее главный экспонат.

Это уже десятый подобный живописный комплекс, с которым работают специалисты. Всего в Кенозерье сохранилось 17 «небес» XVIII — начала XX века. Относительная замкнутость территории, особый уклад жизни, на который повлияло старообрядчество, крестьяне как основные заказчики — все это привело к стилистическому смешению примитивных ремесленных росписей и академической традиции, принесенной приглашенными мастерами из крупных городов.

Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.

Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет. «У нас были две сложные проблемы, — рассказал TANR художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения, задействовать силы разных отделов нашего центра».

В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.

Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.

Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.

После участия в выставке к 100-летию Центра имени Грабаря «небеса» отправятся обратно в Кенозерье. Но не в часовню, а в экспозиционное пространство — так называемый Рухлядный амбар (большинство часовен парка не имеет охраны и уже страдало от вандалов). В открытом хранении комплекс ждут зимой те же минус 30 градусов, что и на протяжении последних трех веков. Проведенная реставрация позволит ему без потерь переносить зимние условия, пока в парке не появится музейное помещение с более щадящим температурно-влажностным режимом.

Выставочные залы ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Век ради вечного
До 30 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 3118
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
5
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
6
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
7
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
8
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
9
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
10
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru