18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке

Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет

Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле. Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect
Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле.
Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect

Площадка на Ходынке, где 4 ноября 2014 года года мэр Москвы Сергей Собянин и министр культуры Владимир Мединский заложили камень в основание будущего здания Государственного центра современного искусства, передана под парк «Ходынское поле». Об этом The Art Newspaper Russia сообщил глава РОСИЗО — ГЦСИ Сергей Перов. 

«Стоимость реализации проекта была 16 млрд руб., и таких денег в бюджете не нашлось. Москва обратилась в Министерство культуры с просьбой отдать этот участок под парк. Министерство культуры согласилось, участок из федеральной собственности был переведен в московскую, а правительство Москвы рассматривает встречный размен — предоставить в центральной части города выставочные пространства», — рассказал он. 

По его словам, сейчас рассматривается несколько вариантов такого обмена. «Нам многое не нравится, потому что мы понимаем, какого уровня должно быть пространство, какая там должна быть транспортная доступность и коммуникации. Все уже привыкли к высоким стандартам», — сказал Перов.

Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле. Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect
Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле.
Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect

Таким образом, в деле о многострадальном проекте нового здания для ГЦСИ, которое сначала собирались расширять на Зоологической, потом перенесли на Бауманскую и впоследствии на Ходынку, можно ставить точку. Не спасли центр ни международный конкурс (в котором победило ирландское архитектурное бюро Heneghan Peng Architects, автор проектов олимпийских построек в Лондоне и Большого Египетского музея в Гизе), ни обещание государства финансировать проект.

Упоминание проекта исчезло и из стратегии развития РОСИЗО — ГЦСИ, образовавшегося после слияния в единую структуру Государственного центра современного искусства и музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в мае 2016 года. Стратегия была представлена на совещании в Минкультуры, на котором глава ведомства Владимир Мединский и руководство профильного департамента посоветовали Сергею Перову разобраться с имущественным комплексом организации. Речь, в частности, шла о филиалах — например, в Самаре, где конструктивистская фабрика-кухня 1932 года, которую РОСИЗО — ГЦСИ уже начал реставрировать для себя, передается Третьяковской галерее. Или в Тобольске: на реконструкцию складов Горохова, имеющих статус памятника архитектуры, по предварительным оценкам, требуется не менее 1 млрд руб. Совершенно очевидно, что бюджетные средства в этом объеме выделены не будут. 

Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле. Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect
Проект здания ГЦСИ на Ходынском поле.
Фото: NCCA/Pheneghan Peng Architect

В Минкультуры обещали изучить вопрос и с новым строительством рядом со зданием ГЦСИ на Зоологической улице. Инвестор уже найден; он рассчитывает возвести там бизнес-центр, часть площадей в котором отойдет культурной институции. Уже известно, что на время реконструкции из расположенного рядом с ГЦСИ аварийного дома Поленова переедут творческие студии — для них арендуется особняк в Саду имени Баумана. 

«Таким образом за инвестиционные средства РОСИЗО — ГЦСИ получает арт-кластер», — резюмировал Перов на совещании в Минкультуры. Возглавляемая им институция уже получила принадлежавший реорганизованной Международной конфедерации Союзов художников объект в Подольске, планирует занять Центральный дом работников искусства на Пушечной улице и занимается развитием помещений на Люблинской улице в Москве. Пространство, по словам Перова, можно было бы использовать совместно с Государственным историческим музеем, где тот мог бы устроить открытое хранение.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+