18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самая большая выставка Рерихов открылась на ВДНХ

В грандиозной экспозиции «Рерихи. Сохраняя культуру» представлено 396 произведений из коллекций Музея Востока и Музея Рерихов

Огромной выставкой наследия семьи Рерихов: три сотни живописных работ, произведения восточной скульптуры, тибетские иконы, архивные документы — открывается отреставрированный павильон № 13 («Здравоохранение», бывший «Армянская ССР») на ВДНХ. По такому случаю впервые объединились две коллекции — Музея Востока и Музея Рерихов (ныне филиал Музея Востока, а прежде Международный центр Рерихов, бывший Советский фонд Рерихов).

«Это одна из самых больших выставок, которые делал Музей Востока за последние десятилетия, — рассказал нашей газете куратор выставки, историк-востоковед Владимир Росов. — На ней представлено 396 произведений, и впервые здесь объединились две части коллекции, переданные российскому народу Святославом Рерихом». Таким образом, спор о наследии, который вели две институции, можно считать завершенным.

Павильон № 13 ныне постоянная площадка Музея Востока и дает ему совершенно новые возможности. Павильон очень большой, как рассказал Владимир Росов, это позволило показать в нем огромные, еще невиданные публикой произведения. Например, впервые с такой полнотой представлены картины «Гималайской серии» Николая Рериха, всего 322 полотна. Организаторы пошли по стопам самого художника и использовали плотную шпалерную развеску. Интересно, что Николай Рерих применил такую развеску в бытность секретарем Императорского общества поощрения художеств в 1905 году, когда ему довелось устраивать выставку японского искусства из коллекции Сергея Китаева (тогда были показаны невероятные для нынешних выставочных стандартов 10 тыс. произведений). Этот ковер, или мозаика, из сотен работ будет окружать портреты четырех великих членов семьи Рерихов — Николая Рериха, его жены Елены Рерих, писательницы и философа, их младшего сына, художника Святослава, и старшего сына Юрия, востоковеда-тибетолога, лингвиста, знавшего 28 языков.

Кроме того, впервые как серия показаны полотна из библейской серии Святослава Рериха (в том числе «Христос с учениками») и его же «Апокалиптический цикл», состоящий из грандиозных крупноформатных работ, написанный в 1960-е годы, во времена Карибского кризиса, когда мир стоял на пороге ядерной войны.

На выставке также представлены архивные материалы, например письма Николая Рериха 1920-х годов, адресованные тибетскому правителю далай-ламе XIII, фотографии, дневники Елены Рерих.

«Мы очень рады, что открыли такое большое и красивое пространство на ВДНХ, и открыли его уникальной выставкой Рерихов, — сказала TANR первый заместитель генерального директора Музея Востока Татьяна Метакса. — Для нас это очень важно, тем более что таким образом мы отмечаем и 100-летие музея, которое случится 30 октября. В дальнейшем в павильоне мы планируем разместить фондохранилище и открытое хранение».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+