18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструкция нового здания музея на Соловках откладывается на неопределенный срок

По предварительным планам, объявленным в Минкультуры этой весной, подрядчик должен был за лето 2018 года разобрать незаконченную стройку и подготовить площадку для дальнейшей работы

До сих пор долгострой на Соловках стоит нетронутым, на нем не ведутся никакие работы. Более того, до сих пор не определен подрядчик, который реализует новый проект.

«Мы знаем, что разработаны проектные предложения, но пока они существуют только на бумаге, — сказала заведующая отделом учета и хранения объектов культурного наследия Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Лариса Петровская. — На днях мы получили отчет комиссии ЮНЕСКО. Она в целом одобряет проект, но у международных специалистов есть ряд претензий. Как на них отреагируют участники процесса, в первую очередь Министерство культуры, мы пока не знаем».

Скандальная стройка в охранной зоне ЮНЕСКО, начавшаяся почти пять лет назад рядом с памятником из списка всемирного наследия, сейчас остановлена. На стройплощадке пусто, калитки и ворота в железном заборе вокруг закрыты. Трудно даже сказать, кто и за что здесь отвечает: на информационном щите стерты названия подрядных организаций и имена ответственных специалистов.

Напомним, в 2014 году на берегу Святого озера, в непосредственной близости от Соловецкого монастыря, началось строительство нового музейного здания. Стройка не была согласована с ЮНЕСКО, велась с нарушением всех охранных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация по сохранению памятника из списка всемирного наследия. И в 2016 году разразился международный скандал: на 40-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле эксперты пообещали включить Соловецкие острова в список «наследия под угрозой». Стройку остановили, на нее был наложен мораторий, а к концу 2017 года Минкультуры объявило, что есть некий новый проект музейного комплекса на Соловках. Его разработало архитектурное бюро «Рождественка», он был направлен в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже и получил предварительное одобрение международных экспертов. Этот проект предполагал существенное понижение высотности новой постройки и использование под музейную экспозицию зданий бывшего овощехранилища и исторической электроподстанции.

В апреле этого года на Соловки приехала мониторинговая группа ЮНЕСКО: заместитель генерального директора Франческо Бандарин, руководитель отдела Европы и Северной Америки Изабель Анатоль-Габриэль, эксперт ИКОМОС Сьюзан Деньер и независимый эксперт, преподаватель факультета архитектуры Римского университета «Ла Сапиенца» Донателла Фиорани. Недавно они прислали свои замечания и предложения по новому проекту.

Как пояснила корреспонденту TANR Лариса Петровская, эксперты предлагают использовать реконструированное (частично разобранное и переделанное) новое здание только под музейное хранилище. Они рекомендуют архитекторам изменить материал для внутренней облицовки — заменить гранит на кирпич. Кроме того, ЮНЕСКО возражает против использования под музей здания заброшенного овощехранилища, зато одобряет использование подстанции. Хотя именно этот вариант будет труднее осуществить: овощехранилище стоит пустым, а подстанция вырабатывает значительную часть электроэнергии для Соловков, и заменить ее пока нечем. Но главная претензия экспертов ЮНЕСКО — отсутствие детально разработанной концепции нового музейного комплекса.

«Мы сами не очень понимаем, что происходит и почему до сих пор не разбирают построенное рядом с монастырем здание, — говорит Лариса Петровская. — Идут бесконечные разговоры, но ничего не делается».

На обращение корреспондента TANR заказчик нового здания музея на Соловках — Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации — ответил, что сроки реконструкции и дальнейшей работы пока неизвестны. Как сообщает пресс-служба СЗД, на сегодняшний день «дирекция расторгла государственный контракт на строительство музея в связи с необходимостью проведения корректировки проектно-сметной документации по замечаниям, выданным экспертами ЮНЕСКО». «Объект планируется законсервировать до момента завершения корректировки документации и получения заключения Главгосэкспертизы. Завершение корректировки проектно-сметной документации и получение заключения Главгосэкспертизы планируется к концу 2018 года», — говорится в ответе на запрос TANR.

Так что долгострой на Соловках продолжается, а будущее музея остается неопределенным.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+