The Art Newspaper Russia
Поиск

У мюнхенского Дома искусства появились финансовые претензии к бывшему арт-директору

Знаменитый куратор Оквуи Энвезор говорит, что обвинение в создании финансовых проблем стало одним из «самых сильных потрясений» за все годы его работы

Оквуи Энвезор был куратором состоявшейся в 2015 году 56-й Венецианской биеннале. Фото: Giorgio Zucchiatti 

Оквуи Энвезор был куратором состоявшейся в 2015 году 56-й Венецианской биеннале. Фото: Giorgio Zucchiatti 

Бывший художественный директор мюнхенского Дома искусства Оквуи Энвезор назвал несправедливыми обвинения в некомпетентном финансовом управлении музеем, из которого он уволился в июне по состоянию здоровья.

В августе музей отменил запланированную на ноябрь выставку художницы Джоан Джонас, которая работает в жанре перформанса и экспериментального видео. В пресс-релизе в качестве причины названо «сложное финансовое положение, возникшее в результате ошибок в управлении, допущенных в прошлом». Кроме того, музей перенес на 2019 год выставку Тистера Гейтса.

Энвезор заявил, что чтение этого пресс-релиза для него «стало одним из самых сильных потрясений за все годы профессиональной деятельности» — а, помимо Дома искусства, он работал в Институте искусств Сан-Франциско, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, Музее Уитни, известен кураторством больших международных выставок, в том числе Documenta 11 и 56-й Венецианской биеннале.

По словам Энвезора, несмотря на то, что с конца 2017 года из-за болезни он не мог регулярно участвовать в управлении Домом искусства, последние финансовые данные, которые он видел, «не свидетельствовали о наличии каких-либо проблем». «До конца 2017 года финансы Дома искусства были в полном порядке, — говорит он. — Я горжусь проделанной нами работой. Для управления институцией нужна не только финансовая, но и моральная поддержка, а мы смогли сделать очень многое и без того, и без другого. Я потрясен, но не удивлен тем, что тот громадный объем работы, которую я проделал в Мюнхене и ради которой я пожертвовал многим на самых разных уровнях, теперь очерняется».

Новый коммерческий директор музея Бернхард Шпис, назначенный на эту должность в марте благодаря предыдущему успешному опыту финансовой оптимизации бюджета боннского Федерального выставочного зала, утверждает, что значительную роль в возникновении финансового дефицита Дома искусства сыграла амбициозная выставочная программа Энвезора. Его предшественник Крис Деркон оставил институцию с капиталом в €1,5 млн — теперь же у нее €500 тыс. долга. Поскольку финансовая отчетность за 2016 год была сдана с опозданием, надзорная комиссия долгое время не замечала дефицита бюджета. Несмотря на то что Дом искусства получил дополнительное финансирование от земли Бавария (предоставленная ему субсидия составила €4,4 млн против €3,2 млн в прошлом году), объясняет Шпис, компенсировать предыдущие чрезмерные расходы не удалось.

«Основная проблема связана с последними семью годами», — говорит он. Энвезора назначили директором музея в 2011 году. «Господин Энвезор был болен последние два года, но ошибки управления имели место и до, и после, — настаивает Шпис. — На протяжении долгого времени расходы превышали доходы. Субсидии покрывают техническое обслуживание здания, зарплаты сотрудников и проведение регулярных выставок — однако их недостаточно для программ вроде той, что была запланирована на этот год».

Пока что неизвестно, кто сменит Оквуи Энвезора на посту художественного директора музея. Министр культуры Баварии Марион Кихле заявила, что намерена назначить его преемника в начале 2019 года. Между тем Бернхард Шпис обещает оптимизировать финансы музея уже в этом году.

По его словам, хотя в минувшие два года расходы уменьшились, сделано это было за счет персонала и инфраструктуры, а не за счет выставочной программы. «В последние годы прошли такие большие сокращения кадров, что я не могу и не буду планировать дополнительных увольнений, — заявляет он. — Напротив, я позабочусь о том, чтобы зарплаты были увеличены, а недоплаты предыдущих лет компенсированы».

Стало известно, что будут отложены еще две выставки, намеченные Энвезором на 2020 год, — но уже не по финансовым причинам. Это «Посткоммунизм» и «Постколониализм» из серии под названием «Поствойна. Искусство между Тихим и Атлантическим океанами. 1945». Как отмечает коммерческий директор, поскольку концепция выставок принадлежит Энвезору, они будут отложены до тех пор, пока тот не выздоровеет и не сможет организовать их самостоятельно, в Доме искусства или на другой площадке.

Энвезор курировал кампанию по первичному сбору средств на запланированный ремонт Дома искусства по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда стоимостью €150 млн. Как заверяет Шпис, финансовые трудности музея не отразятся на этом проекте, поскольку большую часть его финансирования предоставит правительство Баварии. Работы должны начаться в 2020 году, причем Дом искусства в этом время продолжит принимать посетителей. Проект реконструкции, который носит название Renovate/Innovate, нацелен на то, чтобы создать новые возможности для проведения мероприятий, связанных не только с изобразительным искусством, но и с самыми разными художественными дисциплинами: танцем, кино, современной музыкой. В его рамках перестроят главную лестницу, чтобы сделать здание более открытым, оборудуют новое кафе и ресторан и обустроят западное крыло под проведение выставок.

Материалы по теме
Просмотры: 53358
Популярные материалы
1
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
2
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
3
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
4
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
5
Шерсть, шелк и мастерство
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде IN ARTIBUS дает повод вспомнить историю европейской шпалеры и эпоху ее расцвета.
14 ноября 2019
6
Nonfiction.film представляет подборку фильмов от The Art Newspaper Russia
Среди картин, которые можно увидеть в онлайн-кинотеатре Центра документального кино — фильмы о классиках и звездах современного искусства.
13 ноября 2019
7
Оливия Джунтини: «Для Audemars Piguet партнерство с Большим театром — это прежде всего дружба»
Международный бренд-директор Audemars Piguet рассказывает о десятилетии партнерских отношений швейцарской часовой мануфактуры и Большого театра.
19 ноября 2019
8
Истории одного кадра расскажут в Пушкинском
Выставка в ГМИИ им. Пушкина, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии, объединила три ее редкие нетиражные технологии: дагеротип, автохром и поляроид.
13 ноября 2019
9
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
10
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru