The Art Newspaper Russia
Поиск

У мюнхенского Дома искусства появились финансовые претензии к бывшему арт-директору

Знаменитый куратор Оквуи Энвезор говорит, что обвинение в создании финансовых проблем стало одним из «самых сильных потрясений» за все годы его работы

Оквуи Энвезор был куратором состоявшейся в 2015 году 56-й Венецианской биеннале. Фото: Giorgio Zucchiatti 

Оквуи Энвезор был куратором состоявшейся в 2015 году 56-й Венецианской биеннале. Фото: Giorgio Zucchiatti 

Бывший художественный директор мюнхенского Дома искусства Оквуи Энвезор назвал несправедливыми обвинения в некомпетентном финансовом управлении музеем, из которого он уволился в июне по состоянию здоровья.

В августе музей отменил запланированную на ноябрь выставку художницы Джоан Джонас, которая работает в жанре перформанса и экспериментального видео. В пресс-релизе в качестве причины названо «сложное финансовое положение, возникшее в результате ошибок в управлении, допущенных в прошлом». Кроме того, музей перенес на 2019 год выставку Тистера Гейтса.

Энвезор заявил, что чтение этого пресс-релиза для него «стало одним из самых сильных потрясений за все годы профессиональной деятельности» — а, помимо Дома искусства, он работал в Институте искусств Сан-Франциско, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, Музее Уитни, известен кураторством больших международных выставок, в том числе Documenta 11 и 56-й Венецианской биеннале.

По словам Энвезора, несмотря на то, что с конца 2017 года из-за болезни он не мог регулярно участвовать в управлении Домом искусства, последние финансовые данные, которые он видел, «не свидетельствовали о наличии каких-либо проблем». «До конца 2017 года финансы Дома искусства были в полном порядке, — говорит он. — Я горжусь проделанной нами работой. Для управления институцией нужна не только финансовая, но и моральная поддержка, а мы смогли сделать очень многое и без того, и без другого. Я потрясен, но не удивлен тем, что тот громадный объем работы, которую я проделал в Мюнхене и ради которой я пожертвовал многим на самых разных уровнях, теперь очерняется».

Новый коммерческий директор музея Бернхард Шпис, назначенный на эту должность в марте благодаря предыдущему успешному опыту финансовой оптимизации бюджета боннского Федерального выставочного зала, утверждает, что значительную роль в возникновении финансового дефицита Дома искусства сыграла амбициозная выставочная программа Энвезора. Его предшественник Крис Деркон оставил институцию с капиталом в €1,5 млн — теперь же у нее €500 тыс. долга. Поскольку финансовая отчетность за 2016 год была сдана с опозданием, надзорная комиссия долгое время не замечала дефицита бюджета. Несмотря на то что Дом искусства получил дополнительное финансирование от земли Бавария (предоставленная ему субсидия составила €4,4 млн против €3,2 млн в прошлом году), объясняет Шпис, компенсировать предыдущие чрезмерные расходы не удалось.

«Основная проблема связана с последними семью годами», — говорит он. Энвезора назначили директором музея в 2011 году. «Господин Энвезор был болен последние два года, но ошибки управления имели место и до, и после, — настаивает Шпис. — На протяжении долгого времени расходы превышали доходы. Субсидии покрывают техническое обслуживание здания, зарплаты сотрудников и проведение регулярных выставок — однако их недостаточно для программ вроде той, что была запланирована на этот год».

Пока что неизвестно, кто сменит Оквуи Энвезора на посту художественного директора музея. Министр культуры Баварии Марион Кихле заявила, что намерена назначить его преемника в начале 2019 года. Между тем Бернхард Шпис обещает оптимизировать финансы музея уже в этом году.

По его словам, хотя в минувшие два года расходы уменьшились, сделано это было за счет персонала и инфраструктуры, а не за счет выставочной программы. «В последние годы прошли такие большие сокращения кадров, что я не могу и не буду планировать дополнительных увольнений, — заявляет он. — Напротив, я позабочусь о том, чтобы зарплаты были увеличены, а недоплаты предыдущих лет компенсированы».

Стало известно, что будут отложены еще две выставки, намеченные Энвезором на 2020 год, — но уже не по финансовым причинам. Это «Посткоммунизм» и «Постколониализм» из серии под названием «Поствойна. Искусство между Тихим и Атлантическим океанами. 1945». Как отмечает коммерческий директор, поскольку концепция выставок принадлежит Энвезору, они будут отложены до тех пор, пока тот не выздоровеет и не сможет организовать их самостоятельно, в Доме искусства или на другой площадке.

Энвезор курировал кампанию по первичному сбору средств на запланированный ремонт Дома искусства по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда стоимостью €150 млн. Как заверяет Шпис, финансовые трудности музея не отразятся на этом проекте, поскольку большую часть его финансирования предоставит правительство Баварии. Работы должны начаться в 2020 году, причем Дом искусства в этом время продолжит принимать посетителей. Проект реконструкции, который носит название Renovate/Innovate, нацелен на то, чтобы создать новые возможности для проведения мероприятий, связанных не только с изобразительным искусством, но и с самыми разными художественными дисциплинами: танцем, кино, современной музыкой. В его рамках перестроят главную лестницу, чтобы сделать здание более открытым, оборудуют новое кафе и ресторан и обустроят западное крыло под проведение выставок.

Материалы по теме
Просмотры: 53246
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
4
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
5
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
8
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
9
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
10
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru