18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У мюнхенского Дома искусства появились финансовые претензии к бывшему арт-директору

Знаменитый куратор Оквуи Энвезор говорит, что обвинение в создании финансовых проблем стало одним из «самых сильных потрясений» за все годы его работы

Бывший художественный директор мюнхенского Дома искусства Оквуи Энвезор назвал несправедливыми обвинения в некомпетентном финансовом управлении музеем, из которого он уволился в июне по состоянию здоровья.

В августе музей отменил запланированную на ноябрь выставку художницы Джоан Джонас, которая работает в жанре перформанса и экспериментального видео. В пресс-релизе в качестве причины названо «сложное финансовое положение, возникшее в результате ошибок в управлении, допущенных в прошлом». Кроме того, музей перенес на 2019 год выставку Тистера Гейтса.

Энвезор заявил, что чтение этого пресс-релиза для него «стало одним из самых сильных потрясений за все годы профессиональной деятельности» — а, помимо Дома искусства, он работал в Институте искусств Сан-Франциско, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, Музее Уитни, известен кураторством больших международных выставок, в том числе Documenta 11 и 56-й Венецианской биеннале.

По словам Энвезора, несмотря на то, что с конца 2017 года из-за болезни он не мог регулярно участвовать в управлении Домом искусства, последние финансовые данные, которые он видел, «не свидетельствовали о наличии каких-либо проблем». «До конца 2017 года финансы Дома искусства были в полном порядке, — говорит он. — Я горжусь проделанной нами работой. Для управления институцией нужна не только финансовая, но и моральная поддержка, а мы смогли сделать очень многое и без того, и без другого. Я потрясен, но не удивлен тем, что тот громадный объем работы, которую я проделал в Мюнхене и ради которой я пожертвовал многим на самых разных уровнях, теперь очерняется».

Новый коммерческий директор музея Бернхард Шпис, назначенный на эту должность в марте благодаря предыдущему успешному опыту финансовой оптимизации бюджета боннского Федерального выставочного зала, утверждает, что значительную роль в возникновении финансового дефицита Дома искусства сыграла амбициозная выставочная программа Энвезора. Его предшественник Крис Деркон оставил институцию с капиталом в €1,5 млн — теперь же у нее €500 тыс. долга. Поскольку финансовая отчетность за 2016 год была сдана с опозданием, надзорная комиссия долгое время не замечала дефицита бюджета. Несмотря на то что Дом искусства получил дополнительное финансирование от земли Бавария (предоставленная ему субсидия составила €4,4 млн против €3,2 млн в прошлом году), объясняет Шпис, компенсировать предыдущие чрезмерные расходы не удалось.

«Основная проблема связана с последними семью годами», — говорит он. Энвезора назначили директором музея в 2011 году. «Господин Энвезор был болен последние два года, но ошибки управления имели место и до, и после, — настаивает Шпис. — На протяжении долгого времени расходы превышали доходы. Субсидии покрывают техническое обслуживание здания, зарплаты сотрудников и проведение регулярных выставок — однако их недостаточно для программ вроде той, что была запланирована на этот год».

Пока что неизвестно, кто сменит Оквуи Энвезора на посту художественного директора музея. Министр культуры Баварии Марион Кихле заявила, что намерена назначить его преемника в начале 2019 года. Между тем Бернхард Шпис обещает оптимизировать финансы музея уже в этом году.

По его словам, хотя в минувшие два года расходы уменьшились, сделано это было за счет персонала и инфраструктуры, а не за счет выставочной программы. «В последние годы прошли такие большие сокращения кадров, что я не могу и не буду планировать дополнительных увольнений, — заявляет он. — Напротив, я позабочусь о том, чтобы зарплаты были увеличены, а недоплаты предыдущих лет компенсированы».

Стало известно, что будут отложены еще две выставки, намеченные Энвезором на 2020 год, — но уже не по финансовым причинам. Это «Посткоммунизм» и «Постколониализм» из серии под названием «Поствойна. Искусство между Тихим и Атлантическим океанами. 1945». Как отмечает коммерческий директор, поскольку концепция выставок принадлежит Энвезору, они будут отложены до тех пор, пока тот не выздоровеет и не сможет организовать их самостоятельно, в Доме искусства или на другой площадке.

Энвезор курировал кампанию по первичному сбору средств на запланированный ремонт Дома искусства по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда стоимостью €150 млн. Как заверяет Шпис, финансовые трудности музея не отразятся на этом проекте, поскольку большую часть его финансирования предоставит правительство Баварии. Работы должны начаться в 2020 году, причем Дом искусства в этом время продолжит принимать посетителей. Проект реконструкции, который носит название Renovate/Innovate, нацелен на то, чтобы создать новые возможности для проведения мероприятий, связанных не только с изобразительным искусством, но и с самыми разными художественными дисциплинами: танцем, кино, современной музыкой. В его рамках перестроят главную лестницу, чтобы сделать здание более открытым, оборудуют новое кафе и ресторан и обустроят западное крыло под проведение выставок.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+