18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У мюнхенского Дома искусства появились финансовые претензии к бывшему арт-директору

Знаменитый куратор Оквуи Энвезор говорит, что обвинение в создании финансовых проблем стало одним из «самых сильных потрясений» за все годы его работы

Бывший художественный директор мюнхенского Дома искусства Оквуи Энвезор назвал несправедливыми обвинения в некомпетентном финансовом управлении музеем, из которого он уволился в июне по состоянию здоровья.

В августе музей отменил запланированную на ноябрь выставку художницы Джоан Джонас, которая работает в жанре перформанса и экспериментального видео. В пресс-релизе в качестве причины названо «сложное финансовое положение, возникшее в результате ошибок в управлении, допущенных в прошлом». Кроме того, музей перенес на 2019 год выставку Тистера Гейтса.

Энвезор заявил, что чтение этого пресс-релиза для него «стало одним из самых сильных потрясений за все годы профессиональной деятельности» — а, помимо Дома искусства, он работал в Институте искусств Сан-Франциско, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, Музее Уитни, известен кураторством больших международных выставок, в том числе Documenta 11 и 56-й Венецианской биеннале.

По словам Энвезора, несмотря на то, что с конца 2017 года из-за болезни он не мог регулярно участвовать в управлении Домом искусства, последние финансовые данные, которые он видел, «не свидетельствовали о наличии каких-либо проблем». «До конца 2017 года финансы Дома искусства были в полном порядке, — говорит он. — Я горжусь проделанной нами работой. Для управления институцией нужна не только финансовая, но и моральная поддержка, а мы смогли сделать очень многое и без того, и без другого. Я потрясен, но не удивлен тем, что тот громадный объем работы, которую я проделал в Мюнхене и ради которой я пожертвовал многим на самых разных уровнях, теперь очерняется».

Новый коммерческий директор музея Бернхард Шпис, назначенный на эту должность в марте благодаря предыдущему успешному опыту финансовой оптимизации бюджета боннского Федерального выставочного зала, утверждает, что значительную роль в возникновении финансового дефицита Дома искусства сыграла амбициозная выставочная программа Энвезора. Его предшественник Крис Деркон оставил институцию с капиталом в €1,5 млн — теперь же у нее €500 тыс. долга. Поскольку финансовая отчетность за 2016 год была сдана с опозданием, надзорная комиссия долгое время не замечала дефицита бюджета. Несмотря на то что Дом искусства получил дополнительное финансирование от земли Бавария (предоставленная ему субсидия составила €4,4 млн против €3,2 млн в прошлом году), объясняет Шпис, компенсировать предыдущие чрезмерные расходы не удалось.

«Основная проблема связана с последними семью годами», — говорит он. Энвезора назначили директором музея в 2011 году. «Господин Энвезор был болен последние два года, но ошибки управления имели место и до, и после, — настаивает Шпис. — На протяжении долгого времени расходы превышали доходы. Субсидии покрывают техническое обслуживание здания, зарплаты сотрудников и проведение регулярных выставок — однако их недостаточно для программ вроде той, что была запланирована на этот год».

Пока что неизвестно, кто сменит Оквуи Энвезора на посту художественного директора музея. Министр культуры Баварии Марион Кихле заявила, что намерена назначить его преемника в начале 2019 года. Между тем Бернхард Шпис обещает оптимизировать финансы музея уже в этом году.

По его словам, хотя в минувшие два года расходы уменьшились, сделано это было за счет персонала и инфраструктуры, а не за счет выставочной программы. «В последние годы прошли такие большие сокращения кадров, что я не могу и не буду планировать дополнительных увольнений, — заявляет он. — Напротив, я позабочусь о том, чтобы зарплаты были увеличены, а недоплаты предыдущих лет компенсированы».

Стало известно, что будут отложены еще две выставки, намеченные Энвезором на 2020 год, — но уже не по финансовым причинам. Это «Посткоммунизм» и «Постколониализм» из серии под названием «Поствойна. Искусство между Тихим и Атлантическим океанами. 1945». Как отмечает коммерческий директор, поскольку концепция выставок принадлежит Энвезору, они будут отложены до тех пор, пока тот не выздоровеет и не сможет организовать их самостоятельно, в Доме искусства или на другой площадке.

Энвезор курировал кампанию по первичному сбору средств на запланированный ремонт Дома искусства по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда стоимостью €150 млн. Как заверяет Шпис, финансовые трудности музея не отразятся на этом проекте, поскольку большую часть его финансирования предоставит правительство Баварии. Работы должны начаться в 2020 году, причем Дом искусства в этом время продолжит принимать посетителей. Проект реконструкции, который носит название Renovate/Innovate, нацелен на то, чтобы создать новые возможности для проведения мероприятий, связанных не только с изобразительным искусством, но и с самыми разными художественными дисциплинами: танцем, кино, современной музыкой. В его рамках перестроят главную лестницу, чтобы сделать здание более открытым, оборудуют новое кафе и ресторан и обустроят западное крыло под проведение выставок.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+