18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова

Расследование привело экспертов в царскую семью

В Государственном Русском музее — в Садовом вестибюле Михайловского дворца — открылась выставка одной картины. Она посвящена завершению атрибуции одного из самых интересных портретов кисти Карла Брюллова. Долгое время он обозначался просто как «Женский портрет», потом его определили как портрет некоей Ульяны Смирновой. И только теперь музей уверенно заявляет, что это портрет великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I.

«Это замечательный курьез, который дает возможность раскрыть еще одну страницу в исследовании наследия Карла Брюллова, — сказал на открытии выставки ее куратор Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ. — В последние десятилетия прошлого века самый крупный специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина сравнила этот портрет с рисунком, хранящимся в собрании Русского музея, на котором написано „у смирнова“. И совершенно не обратив внимания на тот факт, что после буквы „у“ не стоит точка, решила, что это имя персонажа на портрете».

Этот искусствоведческий курьез, по словам Григория Голдовского, продолжал развиваться и укреплять позиции. В одной из своих последних публикаций о творчестве Брюллова Эсфирь Ацаркина написала, что персонаж на портрете — некая Ульяна М. Смирнова, в замужестве Спиридонова, что это ее портрет конца 1830-х годов. Основанием для такого утверждения уважаемого искусствоведа стала лишь короткая надпись на одном из набросков к портрету, на чем Ацаркина и построила свою теорию.

С этой атрибуцией портрет фигурировал во всех каталогах: в каталоге к юбилейной выставке Карла Брюллова, посвященной 200-летию со дня его рождения, в каталоге живописи первой половины XIX века, в других публикациях последних десятилетий, посвященных мастерству Брюллова-портретиста. И только недавно сотрудник Русского музея искусствовед Сергей Алексеев обратил внимание на существенную деталь: в надписи «у смирнова» после буквы «у» отсутствует точка. Он поднял документы и узнал, что прежде этот портрет считался изображением знаменитой Александры Смирновой-Россет, но эта атрибуция была отвергнута из-за несовпадения возраста и внешности персонажа.

Алексеев продолжил поиски — подтянулись остальные факты. Например, что супруг Александры Осиповны был коллекционером, собирал в том числе произведения Брюллова, и в его собрании, по имеющимся документам, находился портрет великой княжны Александры Николаевны. Сравнив портрет из музея с уже подтвержденными изображениями великой княгини, Сергей Алексеев убедился в том, что это один и тот же человек.

В документах о Брюллове он нашел и записи о том, что единственным портретом представителя царской семьи, который художник закончил, был именно портрет Александры Николаевны. Потом обнаружилась литография с этого портрета, под которой написано: «Портрет Александры Николаевны». И все подписанные при жизни изображения великой княжны только подтвердили полное их сходство с изображением кисти Брюллова.

Из биографии художника известен факт, что в 1837 году Николай I предложил ему написать групповой портрет императорской семьи. Брюллов, хотя и без особого энтузиазма, как видно из его писем, принимает предложение монарха и начинает предварительную работу. Он сделал большое количество набросков и эскизов — императрицы Александры Федоровны, великих княжон.

Но вскоре, как это часто бывало у Брюллова, к идее он охладел, а по вольнолюбию характера вообще не считал себя связанным какими-то обязательствами, мог отлынивать и от императорских поручений, поэтому вскоре забросил эту работу. Такое поведение императором даже в какой-то степени уважалось. Известна история, когда Николай I опоздал к назначенному часу в мастерскую Брюллова на сеанс позирования, а художник ушел из дома. При этом приказал слуге сказать императору, что не мог себе представить опоздания государя, решил, что тот не приедет, и сам отправился по своим делам. Император принял это от Брюллова как должное.

Великую княжну Александру Николаевну очень любили в семье, ее называли ангелом за прекрасный характер и таланты. К сожалению, она умерла, когда ей не исполнилось и 19 лет. Впоследствии Брюллов написал икону святой царицы Александры, придав ей черты великой княжны. Эта икона представлена на выставке в ГРМ, а также наброски и акварели с изображениями Александры Николаевны и ее близких.

Портрет великой княжны остался у Брюллова, поскольку формально заказ императора не был оформлен, художник считал себя вправе распоряжаться законченной работой, хотя бы и портретом одного из членов царской семьи. Картина оставалась в мастерской художника и после его отъезда из России в 1849 году, а потом перешла наследникам Брюллова, в частности его брату. Брат продал портрет Николаю Смирнову. И надпись на рисунке только подтверждает, что портрет находился в собственности Смирнова: «у смирнова».

Свое открытие Сергей Алексеев сделал в 2017 году. После его сообщения на атрибуционном совете руководством музея было принято решение о внесении изменений в ученую документацию и реестр Государственного музейного фонда РФ. Почти год шла подготовка к выставке, на которой представлены предметы и из Царского Села и Эрмитажа.

Государственный Русский музей
Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+