The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей запрягает красного коня

Впервые за 40 лет здесь покажут рисунки Кузьмы Петрова-Водкина как самостоятельные произведения

Юбилей Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939), знаменитого символиста и неоклассициста, богоискателя и автора картин на революционные темы, стал поводом для показа 250 его произведений из более чем трех десятков отечественных музеев и частных коллекций. Русский музей и Третьяковская галерея выступают главными держателями работ художника — как по качеству, так и по количеству. Помимо юбилея, есть и другие веские причины для столь большой ретроспективы. Во-первых, это желание озадачить новые поколения зрителей вопросом: «Про что это?» — предъявив им знаменитые картины мастера. Во-вторых, Русский музей после 40-летней паузы подробно покажет рисунки художника как самостоятельные, станковые вещи. 

Петров-Водкин — яркий пример художника-номада, всю жизнь перемещавшегося в пространстве и времени. Его интересовали и русская икона, и итальянское Возрождение, и импрессионизм с кубизмом. Маршруты его путешествий — от Ферапонтова монастыря до Северной Африки, с остановками разной степени продолжительности в Венеции, Лондоне, Мюнхене, Париже… Из Франции он привез жену, урожденную Марию Йованович, которая 32 года была его музой, а потом вместе с дочерью Еленой пыталась сохранить его наследие.

Не только страсть к путешествиям, но и случай сыграл свою роль в судьбе Петрова-Водкина. В 1895 году юный работник артели по изготовлению вывесок в Хвалынске познакомился с архитектором Романом Мельцером. Тот пригласил его в Петербург, а через несколько лет доверил эскиз майолики «Богоматерь с Младенцем» для фасада Ортопедического института. В 1910 году художник стал знаменитым, показав картину «Сон». Спящий на голых камнях нагой юноша видит во сне обнаженных богинь. По одной из версий, это Красота и Уродство, и после пробуждения юноше придется выбирать между ними свой жизненный путь. Более века назад в публичной газетной полемике схлестнулись Илья Репин и мирискусник Александр Бенуа, который не сильно симпатизировал автору «Сна», но нашел картину заметным событием. Через два года «Купание красного коня» выставили в Москве сами мирискусники. После 1917-го картину назвали гениальным предчувствием войн и революций. Сам автор говорил о «скрытом сюжете», но картина тем и хороша, что оставляет вопрос открытым. На полотне «Жаждущий воин» изображен юноша, держащий под уздцы белого коня и копье, и убегающие от него нимфы-купальщицы. Принято считать, что герой картины испытывает жажду, возможно духовную. Но тогда почему свободной рукой он тянется к легким одеждам красавиц? С картинами «Богоматерь Умиление злых сердец» и «1918 год в Петрограде», или «Петроградская мадонна», кажется, проще. Это высказывания против войны и насилия, за вечные ценности.

Но известно, что Петров-Водкин принял революцию, занимался дизайном Театральной площади в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции, служил в реорганизованной Академии художеств, был активистом созданной Андреем Белым Вольной философской ассоциации (Вольфила), которая пыталась строить социализм с человеческим лицом. Поздние работы Петрова-Водкина несут на себе печать соцреализма. Полезно посмотреть на «Новоселье», где многочисленные радостные пролетарии внесли печку-буржуйку с длинной трубой в барскую квартиру с картинами в золоченых рамах. 

Центральные экспонаты графического раздела выставки — эскизы к картинам «Берег» и «Сон», а также изысканная (написанная разведенной тушью) парижская серия 1924–1925 годов: гарсоны, проститутки, публика в кинотеатре и политическом ка­баре.  

Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения
25 мая – 20 августа

Материалы по теме
Просмотры: 8741
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru