The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей запрягает красного коня

Впервые за 40 лет здесь покажут рисунки Кузьмы Петрова-Водкина как самостоятельные произведения

Юбилей Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939), знаменитого символиста и неоклассициста, богоискателя и автора картин на революционные темы, стал поводом для показа 250 его произведений из более чем трех десятков отечественных музеев и частных коллекций. Русский музей и Третьяковская галерея выступают главными держателями работ художника — как по качеству, так и по количеству. Помимо юбилея, есть и другие веские причины для столь большой ретроспективы. Во-первых, это желание озадачить новые поколения зрителей вопросом: «Про что это?» — предъявив им знаменитые картины мастера. Во-вторых, Русский музей после 40-летней паузы подробно покажет рисунки художника как самостоятельные, станковые вещи. 

Петров-Водкин — яркий пример художника-номада, всю жизнь перемещавшегося в пространстве и времени. Его интересовали и русская икона, и итальянское Возрождение, и импрессионизм с кубизмом. Маршруты его путешествий — от Ферапонтова монастыря до Северной Африки, с остановками разной степени продолжительности в Венеции, Лондоне, Мюнхене, Париже… Из Франции он привез жену, урожденную Марию Йованович, которая 32 года была его музой, а потом вместе с дочерью Еленой пыталась сохранить его наследие.

Не только страсть к путешествиям, но и случай сыграл свою роль в судьбе Петрова-Водкина. В 1895 году юный работник артели по изготовлению вывесок в Хвалынске познакомился с архитектором Романом Мельцером. Тот пригласил его в Петербург, а через несколько лет доверил эскиз майолики «Богоматерь с Младенцем» для фасада Ортопедического института. В 1910 году художник стал знаменитым, показав картину «Сон». Спящий на голых камнях нагой юноша видит во сне обнаженных богинь. По одной из версий, это Красота и Уродство, и после пробуждения юноше придется выбирать между ними свой жизненный путь. Более века назад в публичной газетной полемике схлестнулись Илья Репин и мирискусник Александр Бенуа, который не сильно симпатизировал автору «Сна», но нашел картину заметным событием. Через два года «Купание красного коня» выставили в Москве сами мирискусники. После 1917-го картину назвали гениальным предчувствием войн и революций. Сам автор говорил о «скрытом сюжете», но картина тем и хороша, что оставляет вопрос открытым. На полотне «Жаждущий воин» изображен юноша, держащий под уздцы белого коня и копье, и убегающие от него нимфы-купальщицы. Принято считать, что герой картины испытывает жажду, возможно духовную. Но тогда почему свободной рукой он тянется к легким одеждам красавиц? С картинами «Богоматерь Умиление злых сердец» и «1918 год в Петрограде», или «Петроградская мадонна», кажется, проще. Это высказывания против войны и насилия, за вечные ценности.

Но известно, что Петров-Водкин принял революцию, занимался дизайном Театральной площади в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции, служил в реорганизованной Академии художеств, был активистом созданной Андреем Белым Вольной философской ассоциации (Вольфила), которая пыталась строить социализм с человеческим лицом. Поздние работы Петрова-Водкина несут на себе печать соцреализма. Полезно посмотреть на «Новоселье», где многочисленные радостные пролетарии внесли печку-буржуйку с длинной трубой в барскую квартиру с картинами в золоченых рамах. 

Центральные экспонаты графического раздела выставки — эскизы к картинам «Берег» и «Сон», а также изысканная (написанная разведенной тушью) парижская серия 1924–1925 годов: гарсоны, проститутки, публика в кинотеатре и политическом ка­баре.  

Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения
25 мая – 20 августа

Материалы по теме
Просмотры: 8915
Популярные материалы
1
Маленький оплот большого искусства
История Красного дома в Новогирееве предстает из наших дней эпической сагой о содружестве ярких, значительных художников: Владимира Фаворского, Ивана Ефимова, Дмитрия Жилинского, Иллариона Голицына, Дмитрия Шаховского и многих других.
25 ноября 2020
2
Алина Пинская: «Просветительская деятельность нужна, но живет галерея продажами»
Галерея «Палисандр» сменила название — теперь это Alina Pinsky Gallery, — и переехала с Трехгорки на Пречистенку. Мы встретились с владелицей галереи Алиной Пинской на новом месте, и она рассказала нам о ребрендинге и своем секрете успеха.
26 ноября 2020
3
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
4
Пушкинский музей готовит проекты с Грецией и Великобританией
Выставки, посвященные минойской цивилизации и постимпрессионистам, планируют показать в 2021 и 2023 годах.
25 ноября 2020
5
Sоtheby’s распродает Фаберже из Бруклинского музея, Гончарову и Левицкого
Серия аукционов русского искусства пройдет в начале декабря.
25 ноября 2020
6
Россия лидирует в контрабанде искусства
Но всё не так плохо: общие цифры по миру незначительны.
26 ноября 2020
7
Феникс ИНИОН возрождается
Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций.
24 ноября 2020
8
Бруклинский музей и Netflix запустили совместный проект «Королева и корона»
Виртуальная выставка показывает костюмы к свежему сериалу «Ход королевы» о молодой шахматистке и четвертому сезону сериала «Корона», где появляются принцесса Диана и Маргарет Тэтчер.
27 ноября 2020
9
Зачем фальсифицировать прошлое
Финансовая выгода — лишь одна из причин, толкающих людей на фальсификацию объектов исторического наследия. Ничуть не менее серьезными мотивами служат стремление к политической власти, славе и желание навязать свои убеждения.
23 ноября 2020
10
Завершается реставрация в квартире, где родился и жил Иосиф Бродский
Двадцатилетняя история близится к финалу, хотя коммунальная квартира по-прежнему расселена не полностью.
25 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru