The Art Newspaper Russia
Поиск

В Мадриде посвятили выставку русскому дадаизму

Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже

Русские дадаисты своей радикальностью, сарказмом и отрицанием всего и вся мало чем отличались от европейских собратьев по движению, а в чем-то их даже опережали. Казимир Малевич пришел к абстракции в ее крайней форме черного квадрата, а Велимир Хлебников и Алексей Крученых начали свои эксперименты со смыслами, вернее, антисмыслами вербального языка еще до того, как европейские дадаисты в 1916 году в Цюрихе объявили о рождении движения, а его идеолог Тристан Тцара опубликовал спустя два года манифест дадаизма. Тем не менее многое их и сближало: дух антимилитаризма, воинствующий анархизм и эпатажный акционизм. Выставка в Мадриде, посвященная феномену русской версии дада, разделена на две тематические секции. Первая сфокусирована на рождении «алогической» абстракции, отличной от метафизической по смыслу супрематической абстракции и от позитивной по пафосу абстракции конструктивистской. Ее кульминацией стала постановка футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем» (1913), в экспозиции представленной в сопровождении «дадаистических» коллажей, реди-мейдов и образцов футуристических экспериментов со шрифтами и смыслами в печатных текстах. Вторая часть выставки охватывает период с 1917 по 1924 год, от победы русской революции до смерти Владимира Ленина, который, как известно, в бытность эмигрантом захаживал в клуб дадаистов «Кабаре Вольтер» в Цюрихе и даже, говорят, играл в шахматы с Тристаном Тцара. Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже.

Центр искусства королевы Софии
Русский дадаизм. 1914–1924
До 22 октября
www.museoreinasofia.es

Материалы по теме
Просмотры: 61928
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru