The Art Newspaper Russia
Поиск

В Мадриде посвятили выставку русскому дадаизму

Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже

Русские дадаисты своей радикальностью, сарказмом и отрицанием всего и вся мало чем отличались от европейских собратьев по движению, а в чем-то их даже опережали. Казимир Малевич пришел к абстракции в ее крайней форме черного квадрата, а Велимир Хлебников и Алексей Крученых начали свои эксперименты со смыслами, вернее, антисмыслами вербального языка еще до того, как европейские дадаисты в 1916 году в Цюрихе объявили о рождении движения, а его идеолог Тристан Тцара опубликовал спустя два года манифест дадаизма. Тем не менее многое их и сближало: дух антимилитаризма, воинствующий анархизм и эпатажный акционизм. Выставка в Мадриде, посвященная феномену русской версии дада, разделена на две тематические секции. Первая сфокусирована на рождении «алогической» абстракции, отличной от метафизической по смыслу супрематической абстракции и от позитивной по пафосу абстракции конструктивистской. Ее кульминацией стала постановка футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем» (1913), в экспозиции представленной в сопровождении «дадаистических» коллажей, реди-мейдов и образцов футуристических экспериментов со шрифтами и смыслами в печатных текстах. Вторая часть выставки охватывает период с 1917 по 1924 год, от победы русской революции до смерти Владимира Ленина, который, как известно, в бытность эмигрантом захаживал в клуб дадаистов «Кабаре Вольтер» в Цюрихе и даже, говорят, играл в шахматы с Тристаном Тцара. Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже.

Центр искусств королевы Софии
Русский дадаизм. 1914–1924
До 22 октября
www.museoreinasofia.es

Материалы по теме
Просмотры: 60960
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru