The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский след в дадаизме

В России о дадаизме узнали уже под занавес, когда движение почти сошло на нет. Но многое в установках и экспериментах тех же русских кубофутуристов часто совпадало, а то и опережало европейский дадаизм

В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. «Странные бывают совпадения, — написал Балль в своем дневнике годом позже, — в то время как на Шпигельгассе, № 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме № 6 жил господин Ульянов-Ленин. Он, несомненно, каждый вечер должен был слышать нашу музыку и тирады. А когда мы открывали галерею на Банхофштрассе, русские уехали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию». Главный же мистификатор немецкого дада Йоханнес Баадер уверял всех, что дадаизм вообще изобрели Ленин с Троцким в Цюрихе, а затем Тристан Тцара отправил их в том самом пломбированном вагоне в Россию — делать революцию.

Да, контакты европейских дадаистов с их русскими единомышленниками-футуристами были ограниченны — сначала из-за войны, а затем революции. Но без русского влияния не обошлось даже в Цюрихе в 1916 - м, где кроме Ленина было много и других эмигрантов из России. На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр; затем состоялся и русский вечер. Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» — соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада».

Немцы, будучи географически ближе к России, больше остальных интересовались достижениями русских. Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко. Еще одним их кумиром стал Владимир Татлин, о работах которого немцы знали в основном из публикаций в местной прессе. Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». На знаменитой берлинской Ярмарке дада 1920 года было много работ, вдохновленных машинерией Татлина. А одним из главных экспонатов стал гигантский ассамбляж Баадера Пластодиодададрама — своеобразный ответ татлинской Башне III Интернационала.

Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок — Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию, и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. О дада писал в своих Письмах с Запада Роман Якобсон, посетивший в 1920 году берлинскую дада-ярмарку. Из русских публикаций узнал о дада и Велимир Хлебников, включивший в свой список председателей Земного шара и Тцара. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41º», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону. В 1922 году в свой сборник Собачий ящик они включили обращение Ничевок России — дада Запада.


Материалы по теме
Просмотры: 12520
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru