18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хозяйка картины Джотто стоимостью £10 млн добивается в суде ее свободного перемещения

Произведение было приобретено как работа неизвестного художника XIX века, а позднее атрибутировано Джотто. Теперь итальянские власти считают работу исключительно важной культурной и исторической ценностью

Коллекционер Кейтлин Симонис, которая приобрела картину «Мадонна с младенцем» в 1990-х годах за £3,5 тыс., собирается подать апелляцию на решение Высокого суда Лондона о том, что работа была вывезена из Италии в Великобританию незаконно. В 2015 г. Симонис обратилась в Английский искусствоведческий совет с просьбой выдать ей бессрочную экспортную лицензию ЕС, планируя перевезти картину XIV в. во фрипорт в Цюрихе. Ее заявку отклонили, а 23 июля нынешнего года судья Сью Карр подтвердила решение Английского искусствоведческого совета об отказе в выдаче разрешения. Основной аргумент: так как в 2007 г. произведение было вывезено из Италии в Великобританию незаконно, совет не имеет права выдать на него экспортную лицензию.

По словам представителя Симонис Дэниела Макклина из лондонской юридической фирмы Howard Kennedy, хозяйка картины планирует подать апелляцию на том основании, что фигурирующие в деле итальянские законы несовместимы с принципом свободного перемещения ценностей в ЕС.

Проведенные в 1990-е гг. реставрация и изучение картины дали основания атрибутировать ее мастеру Раннего Возрождения Джотто (ок. 1267–1337) или его школе, и теперь, согласно вынесенному судом решению, «итальянские власти считают работу исключительно важной культурной и исторической ценностью». Начиная с 1992 г. судьба картины неразрывно связана с чередой выдававшихся и аннулировавшихся документов на вывоз, а также зачастую противоречащих друг другу судебных постановлений. В их числе полученное в 1999 г. от итальянских властей разрешение на временный ввоз, позволявшее ввезти произведение в Италию из США и вывезти его в другую страну ЕС в течение пятилетнего периода. 

Затем, в 2000 г., министерство культурного наследия и культурной деятельности выпустило декрет, аннулировавший все выданные ранее лицензии на том основании, что в результате проведенной в 1990-е гг. реставрации картина «стала другим произведением искусства». Симонис обжаловала его, и Региональный административный трибунал Лацио признал декрет 2000 г. недействительным.

В 2004 г. министерство выпустило еще один аналогичный декрет, который Симонис также успешно обжаловала. Вскоре Симонис вывезла картину в Великобританию.

Как следует из материалов дела, итальянские власти обратились к Английскому искусствоведческому совету с заявлением о том, что «вывоз картины из Италии незаконен». В 2017 г. Английский искусствоведческий совет пришел к выводу, что может выдать Симонис только лицензию на вывоз работы в Италию, чтобы вопрос о выдаче лицензии на ее экспорт в Швейцарию решало итальянское министерство культурного наследия.

Проанализировав экспертное заключение по итальянскому законодательству, судья Карр пришла к выводу, что истец должна была получить новую лицензию на вывоз, поскольку к тому моменту пятилетний срок действия прежних истек. При этом она оставила за сторонами право на его апелляцию.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+