The Art Newspaper Russia
Поиск

Выставка стрит-арта открылась в Аннекирхе в Санкт-Петербурге

В самой посещаемой лютеранской церкви России проходит выставка «Петли» уличного художника из Нижнего Новгорода Андрея Оленева

Это первая персональная выставка молодого художника, представителя так называемой уличной волны из Нижнего Новгорода, где развивается одна из самых самобытных и интересных школ российского стрит-арта — художественное братство MUDDLEHOOD. Организаторы проекта — Институт исследования стрит-арта и фонд In Loco.

Андрею Оленеву всего 23 года, а его работы уже раскупаются коллекционерами Москвы и Петербурга: половина представленных на выставке в Анненкирхе объектов получена на время экспозиции из частных собраний. И хотя «Петли» — его первая выставка, с творчеством молодого нижегородца Петербург уже успел познакомиться. Некоторое время назад, в ходе ремонта фасада Михайловского театра, на заборе, окружавшем стройплощадку, можно было увидеть масштабную роспись, выполненную Андреем Оленевым по заказу театра. В своем родном городе он также известен как автор монументальных росписей на фасадах старых домов в историческом центре и один из организаторов первой в Нижнем Новгороде галереи современного искусства «ТОЛК» — постоянного участника ярмарки Cosmoscow. 

На выставке в петербургской Анненкирхе можно увидеть почти два десятка работ Андрея Оленева: живопись и графику на дереве, бумаге, скульптурные объекты из дерева с росписью. Некоторые из этих работ художник выполнил специально для интерьеров Анненкирхе, воплотив в них свои размышления на темы жизни и смерти, времени и духовных поисков современного человека. 

Анненкирхе — один из лютеранских храмов, появившийся в Петербурге еще в XVIII веке. В свое время прихожанами этой церкви были семьи Пестелей, Брюлловых, Фаберже. В советское время здесь находился кинотеатр, потом рок-клуб, а в 2002 году в церкви случился пожар, практически уничтоживший ее интерьеры. Сейчас Анненкирхе является действующим приходом Церкви Ингрии, в ее восстановлении участвуют многие петербуржцы. Здесь проходят выставки, концерты, спектакли, она превратилась в самую посещаемую лютеранскую церковь России. 

«Когда я впервые увидел это место, оно произвело на меня очень сильное впечатление, — рассказал Андрей Оленев. — Тема “Петли” очень органично вписывается в это пространство. “Петли” — многозначное слово, петля может быть смертоносной, объединяющей, скрепляющей, это может быть петля времени. И, начиная рассуждать об этом, ты тоже попадаешь в петлю своих размышлений о сути вещей». 

Многие из работ Оленева выполнены на реальных оконных рамах с использованием старой фурнитуры, собранных на улицах Нижнего Новгорода. По словам художника, тяга к старине у него с детства, он всегда любил копаться в старых вещах и бабушкиных сундуках. И одна из главных тем его творчества — спасение старого города. Как рассказал Оленев, в Нижнем Новгороде старая деревянная архитектура сейчас уничтожается ради новой, безликой застройки. Такие дома нередко специально поджигают, чтобы освободить землю под застройку. Тема пожаров, уничтожающих старые дома и все живое вокруг, — тоже одна из центральных в творчестве художника.

«У нас много хороших уличных художников, с которыми мы часто использовали старые полуразрушенные дома как холсты и бумагу, — говорит Андрей Оленев. — И бывало, что наши рисунки вызывали доброе к ним отношение не только горожан, но и потенциальных застройщиков и даже спасали некоторые дома от сноса».

Жизни современного человека в городе, где разрушается историческая среда обитания, а новая застройка нередко становится многолетним долгостроем, посвящена главная работа выставки — «Алтарь». В центре почти двухметровой композиции, выполненной на огромных полукруглых деревянных створках (Андрей, по его признанию, никогда не рисовал на холсте, только на дереве или бумаге), — догорающий пожар на развалинах города. Вокруг него вихрем мчатся люди, постепенно превращающиеся в собак: бродячие псы — образ городских руин, хозяевами которых они становятся. На боковых створках «Алтаря» изображены две фигуры — мужчина и женщина, библейские Адам и Ева. Мужчина изображен в виде дворника с охапкой обожженных огнем метел, которые он несет к груде мусора. Женщина с коромыслом и ведрами бредет по щиколотку в воде. По словам Андрея, эта работа выполнена им под влиянием его любимого художника ван Эйка и знаменитого Гентского алтаря. Специально для выставки в Анненкирхе Андрей Оленев создал работу «Исповедальня» — композицию из деревянных створок с росписью. 

Кроме картин и арт-объектов, на выставке в Анненкирхе представлены книги Андрея Оленева и скетчбук, изданный в партнерстве с Институтом исследования стрит-арта и издательством «Эксмо». 

Выставка продлится до конца августа.

Материалы по теме
Просмотры: 1111
Популярные материалы
1
Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала
Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке.
08 ноября 2018
2
На ВДНХ обнаружили постройку Эль Лисицкого
Рекламная установка, созданная великим авангардистом в 1939 году, была опознана в сооружении поблизости от павильона «Рыболовство».
08 ноября 2018
3
Умер Оскар Рабин
Он останется в истории и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, и как русский художник, создавший собственный образ мира.
08 ноября 2018
4
Как я перестал бояться и полюбил современное искусство
Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера.
09 ноября 2018
5
Маршруты музейные
О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
08 ноября 2018
6
Первый в России музей архитектурной художественной керамики открылся в Санкт-Петербурге
Он стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга и расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости.
09 ноября 2018
7
Уэс Андерсон показал мумию землеройки
Американский кинорежиссер стал куратором необычной выставки в венском Музее истории искусств.
12 ноября 2018
8
Лоранс де Кар: «От меня следует ожидать массу сюрпризов»
Новый директор знаменитого Музея Орсе побывала в Москве, чтобы принять участие в программе диалогов «Культура без границ», организованной Третьяковской галереей. Мы расспросили Лоранс де Кар о ситуации в Орсе и о ее стратегии на будущее.
12 ноября 2018
9
Национальный музей Катара откроется в конце марта
Архитектора Жана Нувеля на его создание вдохновил образ «розы пустыни».
08 ноября 2018
10
Искусство Центральной Европы «После Климта» показывают в BOZAR в Брюсселе
Произведения 80 художников, работавших в Первую мировую и после нее, отличаются разнообразием индивидуальных стратегий.
08 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru