The Art Newspaper Russia
Поиск

Парковые скульптуры усадьбы Архангельское вернутся на свои прежние места

Реставрацию коллекции скульптур специалисты обещают завершить уже через год — к 100-летию музея

В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» началась реставрация коллекции парковой скульптуры. Работы стали частью большого проекта, который завершится к 2025 году.

Коллекция парковой скульптуры насчитывает более 200 экспонатов. Большая их часть была заказана и приобретена в начале XIX века князем Николаем Борисовичем Юсуповым. Владелец усадьбы тщательно подбирал для Архангельского скульптуру разной жанровой тематики — здесь есть римские и греческие боги и герои, портреты философов и политических деятелей, многофигурные композиции большого размера, много анималистики. «В жанровом смысле у нас представлено практически все, что было характерно для садов и парков конца XVIII — начала XIX веков, — поясняет завсектором скульптуры и слепков музея-усадьбы Анна Кузнецова. — Например, одних только львов (а это особая для Юсупова тема) в коллекции 14. Все они разные по характеру и иконографически».

Большинство скульптур было изготовлено в мастерской Карла Пинно, итальянского мраморщика, работавшего в России. Но есть в коллекции и совсем старый подраздел, формировавшийся предыдущим владельцем усадьбы Николаем Алексеевичем Голицыным: львы в египетском стиле, боргезские борцы на большом зеленом партере, гермы. Часть собрания долгие годы обреталась в фондохранилище. К юбилею музея ее также планируют выставить в парке, сейчас скульптуры ждут своих постаментов. Эти статуи не подвергались воздействию окружающей среды и не требуют глубокой реставрации, в отличие от 137 скульптур, украшавших парк долгие годы. Именно последними уже занимаются специалисты компании «Практика реставрации».

Как рассказал генеральный директор компании, художник-реставратор Павел Шишмарев, сейчас в мастерские доставлено 68 скульптур. С остальными, как правило крупными ростовыми изваяниями, будут работать прямо в музее. «Скульптуры демонтировали с их мест, — поясняет Шишмарев, — привезли в мастерскую, сделали пробные расчистки. Проблем много: не только атмосферные и биологические загрязнения, но и трещины, и швы, и результаты прежних реставрационных работ, пришедшие в негодность».

Отдельного внимания требует структура мрамора. Исследование внутренней деструкции уже проводили в Архангельском специалисты Государственного НИИ реставрации лет 15 назад. Теперь его повторят и сопоставят результаты. Реставрационный совет будет решать и более тонкие методологические вопросы. «Технологии за последние 20 лет почти не изменились, — продолжает Шишмарев, — а вот вопросы экспозиции, подходов требуют обсуждения как в целом, так и по каждой скульптуре. До какой степени расчищать и восполнять утраты? На какой период времени? Будем ли мы использовать мрамор или минеральные восполнения? На какой основе будут сделаны склейки? Требуют замены и корродированные в процессе бытования внутренние крепежи, соединявшие скульптуры с постаментами». Консультантами проекта выступают руководитель отдела научной реставрации монументальной скульптуры ГосНИИР Елена Антонова и руководитель мастерской реставрации каменной скульптуры Центра им. И.Э.Грабаря Дмитрий Котов.

Прежних реставраций было две, первая случилась после 1812 года. Одно время в усадьбе квартировал Наполеон, но войска ушли, ничего не повредив. А вот крестьяне, пока хозяин поместья не вернулся, устроили бунт, разгромили дом и побили скульптуры — около 30 совсем новых бюстов, перед самой войной установленных Карлом Пинно. Крепостных Юсупов усмирил быстро, а для реставрационных работ пригласил, предположительно, того же Пинно. «Документальных свидетельств о проведенных работах не сохранилось, но кое-что мы все же можем сказать об их качестве, — поясняет Анна Кузнецова. — Тогда были перепутаны подставки под бюсты с надписями, путаница дошла до наших дней (например, женский бюст с подписью под ним „Аристомен“). Мы проведем отдельную работу, чтобы вернуть все на нужные места».

Вторая реставрация случилась после другой войны — в 1953–1954 годах. В военное время скульптуры, чтобы уберечь, закапывали в землю, но утрат было не избежать. Особенно страдали проблемные места: откалывались носы, уши, некоторые бюсты лишились голов. Научная реставрация длилась почти два года и включала склеивание фрагментов, глубокую очистку мрамора, восстановление утраченных мест. «Мы обязательно будем смотреть степень сохранности реставрационного материала, ведь его свойства со временем теряются, — говорит Павел Шишмарев. — Кое-где на склейках уже при перевозке появились трещины. Изменение цвета, плотности, появление мучнистости — все это признаки того, что требуется расклейка и замена старого материала на современный».

После реставрации скульптуры вернутся на свои места в парке. Для поддержания их в оптимальном состоянии Павел Шишмарев рекомендует проводить не только постоянный мониторинг, но и ежегодную водную расчистку, гидрофобные замеры на впитываемость поверхностью жидкости, биоцидную обработку. Анна Кузнецова поясняет, что вред порой наносят и посетители. «Тяжелый период был в 1990-е, когда музей был закрыт и местные жители нередко приходили по ночам, спихивали скульптуры с постаментов, — говорит хранитель. — Сейчас территория охраняется, публика изменилась, однако все равно приходится закрывать скульптуры в короба из специального стекла». Особой заботы требуют вазы: в них постоянно ска- пливается вода. Предполагается сделать в вазах цветочные вставки — такие были и при Юсуповых. Но это уже вопрос будущего, а впереди у реставраторов всего год, чтобы привести в порядок большую и уникальную коллекцию.

Материалы по теме
Просмотры: 1672
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
Суд оштрафовал немца, который пытался продать выброшенные Герхардом Рихтером эскизы
Власти Германии постановили, что такая попытка реализации произведений одного из самых дорогих художников в мире является незаконной.
25 апреля 2019
3
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
4
Sotheby’s показывает в Москве топ-лоты трех торгов
Аукционный дом привез на трехдневную выставку работы Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Уильяма Тернера и Питера Брейгеля Младшего.
24 апреля 2019
5
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
6
«Три коллекции» по-петербургски
Большая выставка работ исключительно из частных петербургских коллекций открыта в Русском музее.
24 апреля 2019
7
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
8
Похищенная картина Поля Синьяка возвращена Франции украинскими властями
Произведение постимпрессиониста «Порт Ла-Рошель», украденное в 2018 году из музея Нанси группой граждан Украины, вручено французскому послу в Киеве.
24 апреля 2019
9
Арт-уик-энд
Фестиваль «Дни авангарда», приключения голландского архитектора в Сибири в 1920-е годы и концерт современной британской музыки в ГМИИ.
19 апреля 2019
10
Лувр намерен купить шедевр Рембрандта из коллекции династии Ротшильдов
Власти Франции отказали в выдаче экспортной лицензии на картину и дали музею 30 месяцев на поиски средств для ее выкупа.
24 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru