The Art Newspaper Russia
Поиск

Парковые скульптуры усадьбы Архангельское вернутся на свои прежние места

Реставрацию коллекции скульптур специалисты обещают завершить уже через год — к 100-летию музея

В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» началась реставрация коллекции парковой скульптуры. Работы стали частью большого проекта, который завершится к 2025 году.

Коллекция парковой скульптуры насчитывает более 200 экспонатов. Большая их часть была заказана и приобретена в начале XIX века князем Николаем Борисовичем Юсуповым. Владелец усадьбы тщательно подбирал для Архангельского скульптуру разной жанровой тематики — здесь есть римские и греческие боги и герои, портреты философов и политических деятелей, многофигурные композиции большого размера, много анималистики. «В жанровом смысле у нас представлено практически все, что было характерно для садов и парков конца XVIII — начала XIX веков, — поясняет завсектором скульптуры и слепков музея-усадьбы Анна Кузнецова. — Например, одних только львов (а это особая для Юсупова тема) в коллекции 14. Все они разные по характеру и иконографически».

Большинство скульптур было изготовлено в мастерской Карла Пинно, итальянского мраморщика, работавшего в России. Но есть в коллекции и совсем старый подраздел, формировавшийся предыдущим владельцем усадьбы Николаем Алексеевичем Голицыным: львы в египетском стиле, боргезские борцы на большом зеленом партере, гермы. Часть собрания долгие годы обреталась в фондохранилище. К юбилею музея ее также планируют выставить в парке, сейчас скульптуры ждут своих постаментов. Эти статуи не подвергались воздействию окружающей среды и не требуют глубокой реставрации, в отличие от 137 скульптур, украшавших парк долгие годы. Именно последними уже занимаются специалисты компании «Практика реставрации».

Как рассказал генеральный директор компании, художник-реставратор Павел Шишмарев, сейчас в мастерские доставлено 68 скульптур. С остальными, как правило крупными ростовыми изваяниями, будут работать прямо в музее. «Скульптуры демонтировали с их мест, — поясняет Шишмарев, — привезли в мастерскую, сделали пробные расчистки. Проблем много: не только атмосферные и биологические загрязнения, но и трещины, и швы, и результаты прежних реставрационных работ, пришедшие в негодность».

Отдельного внимания требует структура мрамора. Исследование внутренней деструкции уже проводили в Архангельском специалисты Государственного НИИ реставрации лет 15 назад. Теперь его повторят и сопоставят результаты. Реставрационный совет будет решать и более тонкие методологические вопросы. «Технологии за последние 20 лет почти не изменились, — продолжает Шишмарев, — а вот вопросы экспозиции, подходов требуют обсуждения как в целом, так и по каждой скульптуре. До какой степени расчищать и восполнять утраты? На какой период времени? Будем ли мы использовать мрамор или минеральные восполнения? На какой основе будут сделаны склейки? Требуют замены и корродированные в процессе бытования внутренние крепежи, соединявшие скульптуры с постаментами». Консультантами проекта выступают руководитель отдела научной реставрации монументальной скульптуры ГосНИИР Елена Антонова и руководитель мастерской реставрации каменной скульптуры Центра им. И.Э.Грабаря Дмитрий Котов.

Прежних реставраций было две, первая случилась после 1812 года. Одно время в усадьбе квартировал Наполеон, но войска ушли, ничего не повредив. А вот крестьяне, пока хозяин поместья не вернулся, устроили бунт, разгромили дом и побили скульптуры — около 30 совсем новых бюстов, перед самой войной установленных Карлом Пинно. Крепостных Юсупов усмирил быстро, а для реставрационных работ пригласил, предположительно, того же Пинно. «Документальных свидетельств о проведенных работах не сохранилось, но кое-что мы все же можем сказать об их качестве, — поясняет Анна Кузнецова. — Тогда были перепутаны подставки под бюсты с надписями, путаница дошла до наших дней (например, женский бюст с подписью под ним „Аристомен“). Мы проведем отдельную работу, чтобы вернуть все на нужные места».

Вторая реставрация случилась после другой войны — в 1953–1954 годах. В военное время скульптуры, чтобы уберечь, закапывали в землю, но утрат было не избежать. Особенно страдали проблемные места: откалывались носы, уши, некоторые бюсты лишились голов. Научная реставрация длилась почти два года и включала склеивание фрагментов, глубокую очистку мрамора, восстановление утраченных мест. «Мы обязательно будем смотреть степень сохранности реставрационного материала, ведь его свойства со временем теряются, — говорит Павел Шишмарев. — Кое-где на склейках уже при перевозке появились трещины. Изменение цвета, плотности, появление мучнистости — все это признаки того, что требуется расклейка и замена старого материала на современный».

После реставрации скульптуры вернутся на свои места в парке. Для поддержания их в оптимальном состоянии Павел Шишмарев рекомендует проводить не только постоянный мониторинг, но и ежегодную водную расчистку, гидрофобные замеры на впитываемость поверхностью жидкости, биоцидную обработку. Анна Кузнецова поясняет, что вред порой наносят и посетители. «Тяжелый период был в 1990-е, когда музей был закрыт и местные жители нередко приходили по ночам, спихивали скульптуры с постаментов, — говорит хранитель. — Сейчас территория охраняется, публика изменилась, однако все равно приходится закрывать скульптуры в короба из специального стекла». Особой заботы требуют вазы: в них постоянно ска- пливается вода. Предполагается сделать в вазах цветочные вставки — такие были и при Юсуповых. Но это уже вопрос будущего, а впереди у реставраторов всего год, чтобы привести в порядок большую и уникальную коллекцию.

Материалы по теме
Просмотры: 1319
Популярные материалы
1
Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала
Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке.
08 ноября 2018
2
На ВДНХ обнаружили постройку Эль Лисицкого
Рекламная установка, созданная великим авангардистом в 1939 году, была опознана в сооружении поблизости от павильона «Рыболовство».
08 ноября 2018
3
Умер Оскар Рабин
Он останется в истории и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, и как русский художник, создавший собственный образ мира.
08 ноября 2018
4
Как я перестал бояться и полюбил современное искусство
Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера.
09 ноября 2018
5
Маршруты музейные
О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
08 ноября 2018
6
Первый в России музей архитектурной художественной керамики открылся в Санкт-Петербурге
Он стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга и расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости.
09 ноября 2018
7
Уэс Андерсон показал мумию землеройки
Американский кинорежиссер стал куратором необычной выставки в венском Музее истории искусств.
12 ноября 2018
8
Лоранс де Кар: «От меня следует ожидать массу сюрпризов»
Новый директор знаменитого Музея Орсе побывала в Москве, чтобы принять участие в программе диалогов «Культура без границ», организованной Третьяковской галереей. Мы расспросили Лоранс де Кар о ситуации в Орсе и о ее стратегии на будущее.
12 ноября 2018
9
Национальный музей Катара откроется в конце марта
Архитектора Жана Нувеля на его создание вдохновил образ «розы пустыни».
08 ноября 2018
10
Искусство Центральной Европы «После Климта» показывают в BOZAR в Брюсселе
Произведения 80 художников, работавших в Первую мировую и после нее, отличаются разнообразием индивидуальных стратегий.
08 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru