18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нарисуем — будем жить

В начале июня берлинский Музей архитектурного рисунка, созданный Сергеем Чобаном, отметил пятилетие

Само понятие архитектуры нередко ассоциируется с чем-то заведомо трехмерным и, скорее всего, крупногабаритным. Хотя отправной точкой даже для самого грандиозного проекта может послужить маленький клочок бумаги с несколькими линиями. По крайней мере, так бывало в докомпьютерную эпоху. Традиция архитектурного рисунка насчитывает несколько столетий, и накопившиеся материалы такого рода чрезвычайно ценны, прежде всего для понимающей аудитории. Вероятно, в силу как раз элитарности подобной графики она до поры до времени обходилась без ориентированной исключительно на этот жанр музейной площадки — несмотря на богатые международные архивы, государственные и частные.

Первый музей архитектурного рисунка появился в 2013 году в Берлине, в тесном соседстве с бывшей пивоварней Pfefferberg, еще в 1990-е превращенной в арт-кластер. Инициатором создания и основателем музея стал Сергей Чобан, в прошлом ленинградский архитектор, с 1992 года живущий и работающий в Германии. В основу будущих фондов он положил собственную коллекцию и сам искал возможности для финансирования строительства. Он же выступил в качестве проектировщика здания, а его соавтором стал Сергей Кузнецов — в ту пору партнер Чобана в бюро Speech, впоследствии главный архитектор Москвы.

«Для меня важным было желание сделать проект, где ты сам управляешь процессами реализации, где не идешь на вынужденные компромиссы. Хотя они всегда неизбежны, но в случае с этим зданием компромиссы были минимальны», — поведал Сергей Чобан TANR.

Вроде бы архитекторы действительно стали здесь заказчиками сами для себя, но все равно ограничений хватало. Начать с того, что выделенный участок был размером 8х12 м — понятно, что еще один Лувр ни при каком раскладе возвести не получилось бы. Камерный, «кабинетный» формат музея подразумевался изначально, однако за счет вертикальной ориентации и консольной планировки он вышел довольно емким. И максимально технологичным: проектировщики стремились компенсировать недостаток площадей соблюдением всех мыслимых музейных установок и заботой о комфорте посетителей.

«Климат, безопасность и вообще все, что связано с необходимыми условиями для проведения выставок, — все это в музее создано. И это воспринимается нашими партнерами — и уже состоявшимися, и будущими. За все время не было ни одного отказа, ни одного случая непонимания, для чего нужно такое партнерство», — поясняет Сергей Чобан.

Партнерство не просто красивое слово, а базовый принцип деятельности музея. Хотя он и обладает собственным собранием (в компактном депозитарии на третьем этаже хранятся рисунки Фрэнка Гери, Ивана Леонидова, Даниеля Либескинда, Людвига Миса ван дер Роэ, Оскара Нимейера, Альдо Росси, Захи Хадид, Якова Чернихова), но выставочная политика строится преимущественно на обмене экспозициями. Что-то из своего периодически отправляется в чужие стены, а в здании на Кристиненштрассе столь же периодически принимают гостевые проекты. Отнюдь не гигантские (в двух узких залах помещается не так уж много экспонатов), зато кураторски выверенные и, как правило, незнакомые широкой интернациональной публике.

Сейчас, например, здесь показывают выставку «Видения мировой архитектуры» (Visions of World Architecture), привезенную из лондонского Музея сэра Джона Соуна. Прославленный архитектор-классицист, Соун долгое время преподавал в Королевской академии художеств и для своих лекций заказывал разным художникам видовые акварели — как с изображениями реальных объектов, от Античности до начала XIX века, так и аналитические фантасмагории, иллюстрирующие его взгляды на профессию. Чрезвычайно любопытное зрелище, и к тому же уникальное: в самом музее Соуна такие листы содержатся в запаснике.

Это как раз один из примеров партнерства. С упомянутой лондонской институцией Музей архитектурного рисунка поддерживает постоянную кураторскую связь (первой выставкой в новом музее в 2013 году стал показ работ Пиранези как раз из коллекции Музея Джона Соуна). Почти тогда же началось сотрудничество с парижской Школой изящных искусств. В 2016 году прогремела выставка рисунков из венской Альбертины. Разумеется, гостили на этой берлинской площадке и произведения из России, в частности здесь проходила выставка глиняных рельефов Александра Бродского.

Кто-то скажет: рельефы не графика же. Но сотрудники музея не склонны упираться в догмы. Здесь готовы демонстрировать совершенно разные произведения: от черновых эскизов до проектной документации, от романтических городских пейзажей до чуть ли не поэтажных планов — был бы внутри проекта художественный смысл. Но, кстати, ближайший после музейного микроюбилея хит никак не может подвергнуться жанровым сомнениям: в начале 2019 года обещаны рисунки знаменитого португальского архитектора Алвару Сизы.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+