The Art Newspaper Russia
Поиск

Нарисуем — будем жить

В начале июня берлинский Музей архитектурного рисунка, созданный Сергеем Чобаном, отметил пятилетие

Само понятие архитектуры нередко ассоциируется с чем-то заведомо трехмерным и, скорее всего, крупногабаритным. Хотя отправной точкой даже для самого грандиозного проекта может послужить маленький клочок бумаги с несколькими линиями. По крайней мере, так бывало в докомпьютерную эпоху. Традиция архитектурного рисунка насчитывает несколько столетий, и накопившиеся материалы такого рода чрезвычайно ценны, прежде всего для понимающей аудитории. Вероятно, в силу как раз элитарности подобной графики она до поры до времени обходилась без ориентированной исключительно на этот жанр музейной площадки — несмотря на богатые международные архивы, государственные и частные.

Первый музей архитектурного рисунка появился в 2013 году в Берлине, в тесном соседстве с бывшей пивоварней Pfefferberg, еще в 1990-е превращенной в арт-кластер. Инициатором создания и основателем музея стал Сергей Чобан, в прошлом ленинградский архитектор, с 1992 года живущий и работающий в Германии. В основу будущих фондов он положил собственную коллекцию и сам искал возможности для финансирования строительства. Он же выступил в качестве проектировщика здания, а его соавтором стал Сергей Кузнецов — в ту пору партнер Чобана в бюро Speech, впоследствии главный архитектор Москвы.

«Для меня важным было желание сделать проект, где ты сам управляешь процессами реализации, где не идешь на вынужденные компромиссы. Хотя они всегда неизбежны, но в случае с этим зданием компромиссы были минимальны», — поведал Сергей Чобан TANR.

Вроде бы архитекторы действительно стали здесь заказчиками сами для себя, но все равно ограничений хватало. Начать с того, что выделенный участок был размером 8х12 м — понятно, что еще один Лувр ни при каком раскладе возвести не получилось бы. Камерный, «кабинетный» формат музея подразумевался изначально, однако за счет вертикальной ориентации и консольной планировки он вышел довольно емким. И максимально технологичным: проектировщики стремились компенсировать недостаток площадей соблюдением всех мыслимых музейных установок и заботой о комфорте посетителей.

«Климат, безопасность и вообще все, что связано с необходимыми условиями для проведения выставок, — все это в музее создано. И это воспринимается нашими партнерами — и уже состоявшимися, и будущими. За все время не было ни одного отказа, ни одного случая непонимания, для чего нужно такое партнерство», — поясняет Сергей Чобан.

Партнерство не просто красивое слово, а базовый принцип деятельности музея. Хотя он и обладает собственным собранием (в компактном депозитарии на третьем этаже хранятся рисунки Фрэнка Гери, Ивана Леонидова, Даниеля Либескинда, Людвига Миса ван дер Роэ, Оскара Нимейера, Альдо Росси, Захи Хадид, Якова Чернихова), но выставочная политика строится преимущественно на обмене экспозициями. Что-то из своего периодически отправляется в чужие стены, а в здании на Кристиненштрассе столь же периодически принимают гостевые проекты. Отнюдь не гигантские (в двух узких залах помещается не так уж много экспонатов), зато кураторски выверенные и, как правило, незнакомые широкой интернациональной публике.

Сейчас, например, здесь показывают выставку «Видения мировой архитектуры» (Visions of World Architecture), привезенную из лондонского Музея сэра Джона Соуна. Прославленный архитектор-классицист, Соун долгое время преподавал в Королевской академии художеств и для своих лекций заказывал разным художникам видовые акварели — как с изображениями реальных объектов, от Античности до начала XIX века, так и аналитические фантасмагории, иллюстрирующие его взгляды на профессию. Чрезвычайно любопытное зрелище, и к тому же уникальное: в самом музее Соуна такие листы содержатся в запаснике.

Это как раз один из примеров партнерства. С упомянутой лондонской институцией Музей архитектурного рисунка поддерживает постоянную кураторскую связь (первой выставкой в новом музее в 2013 году стал показ работ Пиранези как раз из коллекции Музея Джона Соуна). Почти тогда же началось сотрудничество с парижской Школой изящных искусств. В 2016 году прогремела выставка рисунков из венской Альбертины. Разумеется, гостили на этой берлинской площадке и произведения из России, в частности здесь проходила выставка глиняных рельефов Александра Бродского.

Кто-то скажет: рельефы не графика же. Но сотрудники музея не склонны упираться в догмы. Здесь готовы демонстрировать совершенно разные произведения: от черновых эскизов до проектной документации, от романтических городских пейзажей до чуть ли не поэтажных планов — был бы внутри проекта художественный смысл. Но, кстати, ближайший после музейного микроюбилея хит никак не может подвергнуться жанровым сомнениям: в начале 2019 года обещаны рисунки знаменитого португальского архитектора Алвару Сизы.

Материалы по теме
Просмотры: 896
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru