The Art Newspaper Russia
Поиск

Бэнкси-шоу: в ЦДХ открылась коммерческая выставка лидера протестного стрит-арта

На выставке упоминания о деньгах нет, но само ее устройство заставляет все время о них думать

Выставка неуловимого Бэнкси, прославленного уличного граффитиста, которого публика никогда не видела, но чьи работы хранятся в музеях и частных коллекциях и успешно продаются, — подарок для Москвы. Ее давно ждали, но уже потеряли надежду увидеть. Однако все случилось благодаря стараниям продюсера Александра Начкебия и щедрой финансовой поддержке (сравнимой с бюджетом Московской молодежной биеннале) крупнейшего оператора сотовой связи.

Выставка Бэнкси огромная — занимает весь главный зал второго этажа Центрального дома художника — и выстроена с большим, избыточным даже, эффектом. Все в темноте, подробные экспликации (некоторые даже с провенансом) писаны белым на черном фоне, графика ярко освещена, но не она здесь главная. Видеопроекции, мультимедийные и просто инсталляции (особенно трогателен манекен с натянутым на голову капюшоном) демонстрируют стены, на которых Бэнкси оставлял свои графические послания лондонским и нью-йоркским прохожим.

Главный граффитист-муралист нашего времени давно стал успешно коммерческим художником, хотя его личный рекорд — $1,9 млн — относительно скромен. Впрочем, арт-дилер Стив Лазаридис, когда-то раскрутивший Бэнкси, но вот уже десять лет как не общающийся с ним, обещает этим летом этот рекорд побить.

На выставке в ЦДХ, конечно, никакого упоминания о деньгах нет, но само ее устройство заставляет все время о них думать. Подлинных работ в единственном экземпляре (на двери, например) там раз-два, есть немного уникальной графики, но в основном тиражная (например, 209-й номер из 250-ти). Зато представлены все основные персонажи и сюжеты: девочка с шариком в форме сердца, крыска в разных видах, серия про обезьян, метатель букета в трех вариантах — на картоне, в литографии и фотографии стены. Впрочем, не основные, менее известные тоже присутствуют. Много просто надписей-граффити, причем в подписях даны и их переводы на русский.

Вообще, всего здесь много, что, конечно, позволяет создать представление об активности Бэнкси, о разнообразии и протестности его искусства, но и заставляет обнаружить некоторую его ограниченность, когда цитаты из предшественников видятся не игрой, а признаком кризиса. Так, одна из самых почитаемых устроителями серий — шесть портретов Кейт Мосс в образе Мэрилин Монро с шелкографий Энди Уорхола — не кажется ни остроумной, ни удачной. Такая насыщенность экспозиции оставляет ощущение, что набрано столько всего разного только для оправдания высокой цены на билеты.

Кстати, она варьируется от дня недели (в выходные дороже) и от категории (есть ВИП-наценка и отдельная плата для участников экскурсий). Съемка на выставке разрешена, она бесплатная, и легко предположить, что картинки с выставки Бэнкси заполнят соцсети.

Странно и негуманно, конечно, мечтать, чтобы уличный художник оставался искренним и бедным. В наше время быть непризнанным гением невозможно: любой талант специально обученные люди найдут и с успехом монетизируют даже раньше, чем талант этот успеет развиться. Но часто именно ранние работы художника справедливо считаются лучшими. И когда видишь, как Бэнкси обращается к классикам старого и современного искусства, изображая на стене, например, вермееровскую девушку с жемчужной сережкой или бутылку с коктейлем Молотова в стиле того же Уорхола, думаешь, что успех требует слишком много жертв.

Впрочем, такое впечатление остается только от выставки. Когда смотришь в Интернете новые и старые работы Бэнкси, которых в ЦДХ нет, снова радуешься дерзости, остроумию и какой-то особой обаятельной ласковости его внешне бесхитростных настенных изображений.

Материалы по теме
Просмотры: 8638
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
7
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
8
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
9
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
10
В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма
На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний.
11 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru