The Art Newspaper Russia
Поиск

Учебник обольщения. Виктор Мизиано объяснил, как устроен современный мир искусства и кто там главный

Виктор Мизиано

Виктор Мизиано

Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 256 с. Издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Пресс» при участии института УНИК.

Курс лекций, прочитанный в институте УНИК, Виктор Мизиано превратил в обаятельную, интеллектуально изящную книгу о деятельности куратора. В первой же главе Кураторство как нематериальное производство Мизиано пишет: «…То, что может быть названо социальным обаянием, является не просто человеческой чертой, которой куратору рекомендуется обладать, или его профессиональным атрибутом, а чем-то большим. Для куратора это рабочий инструмент». Мизиано владеет им в совершенстве, извлекая из сердца читателя только благодарность и восхищение.

Можно, наверное, обстоятельно проанализировав его книгу, описать механизм действия и составные части этого обаяния. Доверительный, свойственный общению с опекаемыми (студентами) тон разговора. Дозированная эру диция, не давящая лишними знаниями, но не оставляющая сомнений в компетентности пишущего. Редкие замечания о своих мелких оплошностях, например «прочитал статью позднее необходимого », показывают, что автор не самовлюбленный всезнайка, а тоже ученик, только жизни и опыта. Ну и главное — безусловное мастерство в сопряжении общих сведений с частными, практическими. Понятно, почему объяснения, как делать выставки разного жанра и типа, появляются после глав об устройстве современной системы искусства и его связи с экономикой и политикой.

Но вряд ли стоит разбираться в механизме получения интеллектуального удовольствия — лучше просто наслаждаться. Много чаще обольстителей встречаются авторы, изнуряющие своими знаниямии соображениями, подтвержденными,  словно евангельские тексты, множеством цитат и ссылок.

Отдельное удовольствие замечать, как нежно Мизиано подтверждает правильность своего жизненного выбора — стать именно независимым куратором. Признавая важной деятельность других участников художественного процесса — музейных кураторов, менеджеров, спонсоров и директоров музеев, он понимает, что виновником успеха справедливо считают не обязанного никаким институциям свободного индивидуалиста, обольстителя и мыслителя. Что касается художников, то они для куратора имеют особо важное значение: чем больше талантов он открыл и вывел на арт-сцену, тем выше его профессиональный статус. И вообще, «каждый художник — носитель индивидуальной поэтики и авторского мира, а поэтому его включение в выставочный организм предопределяет смысловое наполнение проекта». Но можно обойтись и без художников: на последней Documenta солировали ученые, а в венецианском основном проекте — самоучки.

Просмотры: 2939
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru