The Art Newspaper Russia
Поиск

Учебник обольщения. Виктор Мизиано объяснил, как устроен современный мир искусства и кто там главный

Виктор Мизиано

Виктор Мизиано

Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 256 с. Издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Пресс» при участии института УНИК.

Курс лекций, прочитанный в институте УНИК, Виктор Мизиано превратил в обаятельную, интеллектуально изящную книгу о деятельности куратора. В первой же главе Кураторство как нематериальное производство Мизиано пишет: «…То, что может быть названо социальным обаянием, является не просто человеческой чертой, которой куратору рекомендуется обладать, или его профессиональным атрибутом, а чем-то большим. Для куратора это рабочий инструмент». Мизиано владеет им в совершенстве, извлекая из сердца читателя только благодарность и восхищение.

Можно, наверное, обстоятельно проанализировав его книгу, описать механизм действия и составные части этого обаяния. Доверительный, свойственный общению с опекаемыми (студентами) тон разговора. Дозированная эру диция, не давящая лишними знаниями, но не оставляющая сомнений в компетентности пишущего. Редкие замечания о своих мелких оплошностях, например «прочитал статью позднее необходимого », показывают, что автор не самовлюбленный всезнайка, а тоже ученик, только жизни и опыта. Ну и главное — безусловное мастерство в сопряжении общих сведений с частными, практическими. Понятно, почему объяснения, как делать выставки разного жанра и типа, появляются после глав об устройстве современной системы искусства и его связи с экономикой и политикой.

Но вряд ли стоит разбираться в механизме получения интеллектуального удовольствия — лучше просто наслаждаться. Много чаще обольстителей встречаются авторы, изнуряющие своими знаниямии соображениями, подтвержденными,  словно евангельские тексты, множеством цитат и ссылок.

Отдельное удовольствие замечать, как нежно Мизиано подтверждает правильность своего жизненного выбора — стать именно независимым куратором. Признавая важной деятельность других участников художественного процесса — музейных кураторов, менеджеров, спонсоров и директоров музеев, он понимает, что виновником успеха справедливо считают не обязанного никаким институциям свободного индивидуалиста, обольстителя и мыслителя. Что касается художников, то они для куратора имеют особо важное значение: чем больше талантов он открыл и вывел на арт-сцену, тем выше его профессиональный статус. И вообще, «каждый художник — носитель индивидуальной поэтики и авторского мира, а поэтому его включение в выставочный организм предопределяет смысловое наполнение проекта». Но можно обойтись и без художников: на последней Documenta солировали ученые, а в венецианском основном проекте — самоучки.

Материалы по теме
Просмотры: 3617
Популярные материалы
1
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
2
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов.
20 февраля 2020
3
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
4
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
5
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
6
Страсть и смерть: любимые надоедливые модели
Биография Константина Сомова подвергается дальнейшему исследованию.
21 февраля 2020
7
Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна
Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города.
21 февраля 2020
8
Археологи прибавили Туле 100 лет
С 21 февраля в Тульском кремле работает выставка археологических находок «Неизвестная Тула».
21 февраля 2020
9
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
10
Харинг и Баскиа снова вместе
Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru