18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Учебник обольщения. Виктор Мизиано объяснил, как устроен современный мир искусства и кто там главный

Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 256 с. Издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Пресс» при участии института УНИК.

Курс лекций, прочитанный в институте УНИК, Виктор Мизиано превратил в обаятельную, интеллектуально изящную книгу о деятельности куратора. В первой же главе Кураторство как нематериальное производство Мизиано пишет: «…То, что может быть названо социальным обаянием, является не просто человеческой чертой, которой куратору рекомендуется обладать, или его профессиональным атрибутом, а чем-то большим. Для куратора это рабочий инструмент». Мизиано владеет им в совершенстве, извлекая из сердца читателя только благодарность и восхищение.

Можно, наверное, обстоятельно проанализировав его книгу, описать механизм действия и составные части этого обаяния. Доверительный, свойственный общению с опекаемыми (студентами) тон разговора. Дозированная эру диция, не давящая лишними знаниями, но не оставляющая сомнений в компетентности пишущего. Редкие замечания о своих мелких оплошностях, например «прочитал статью позднее необходимого », показывают, что автор не самовлюбленный всезнайка, а тоже ученик, только жизни и опыта. Ну и главное — безусловное мастерство в сопряжении общих сведений с частными, практическими. Понятно, почему объяснения, как делать выставки разного жанра и типа, появляются после глав об устройстве современной системы искусства и его связи с экономикой и политикой.

Но вряд ли стоит разбираться в механизме получения интеллектуального удовольствия — лучше просто наслаждаться. Много чаще обольстителей встречаются авторы, изнуряющие своими знаниямии соображениями, подтвержденными,  словно евангельские тексты, множеством цитат и ссылок.

Отдельное удовольствие замечать, как нежно Мизиано подтверждает правильность своего жизненного выбора — стать именно независимым куратором. Признавая важной деятельность других участников художественного процесса — музейных кураторов, менеджеров, спонсоров и директоров музеев, он понимает, что виновником успеха справедливо считают не обязанного никаким институциям свободного индивидуалиста, обольстителя и мыслителя. Что касается художников, то они для куратора имеют особо важное значение: чем больше талантов он открыл и вывел на арт-сцену, тем выше его профессиональный статус. И вообще, «каждый художник — носитель индивидуальной поэтики и авторского мира, а поэтому его включение в выставочный организм предопределяет смысловое наполнение проекта». Но можно обойтись и без художников: на последней Documenta солировали ученые, а в венецианском основном проекте — самоучки.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+