The Art Newspaper Russia
Поиск

Елена Кальницкая: «Петергоф должен оставаться таким же — ярким, неподражаемым»

Государственный музей-заповедник «Петергоф» уже не первый год является лидером среди российских музеев и в 2017 году стал самым посещаемым музеем России

Только в 2017 году в музее-заповеднике побывало 5,3 млн туристов, что почти на 200 тыс. больше, чем в предыдущем. О том, как музей справляется со своей популярностью, как планирует музейную жизнь, с какими надеждами смотрит в будущее, TANR рассказала генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая.

ГМЗ «Петергоф» обогнал по посещаемости Эрмитаж. Как вам это удалось?

Эрмитаж обогнать невозможно. Но мировая тенденция такова, что все ландшафтные музеи популярнее художественных. У нас это связано с туризмом: пригороды в первую очередь входят в туристический пакет для организованных групп. Все стремятся попасть в Петергоф и Царское Село. Две основные причины нашей популярности — фонтанный парк и астрономический туристический поток. Политика государства — развитие туризма. Поверьте, мы себя почти не рекламируем. Даже без всякой рекламы на наши традиционные праздники фонтанов приходит одномоментно до 40 тыс. человек. Если после рекламы придет 60 тыс., им просто негде будет разместиться. На парк ложится гигантская антропогенная нагрузка, а у нас даже канализации нет: система охраны памятников запрещает ее проводить.

В соцсетях часто появляются жалобы, что туристы часами стоят в очередях…

Увы, и это мировая тенденция. Если вы заранее не купите билеты, то не попадете ни в музеи Ватикана, ни в музеи Флоренции. В прошлом году я заранее не организовала себе посещение Уффици, и, хотя у меня карта ИКОМа, не смогла пройти: с такими картами тоже стояла гигантская очередь… У нас есть система электронных билетов. Да, вы его покупаете без льгот, зато проходите без очереди. Есть билетные терминалы. Вы покупаете там три билета и платите за них на 100 руб. больше, зато не стоите в очереди в кассу. Многие посетители уже понимают: лучше доплатить чуть-чуть за комфорт и не мучиться в очереди.

Посетителей зимой меньше? Как выходите из положения?

Зимой посещаемость падает, но мы стараемся делать музейную жизнь интересной в любой сезон. Прошлой зимой провели большую выставку костюма Серебряного века «Как одевался Великий немой» из частной коллекции Натальи Костригиной. Посещаемость сразу увеличилась на 30%, но однозначно трудно сказать, за счет чего: выставка проходила в зале парадной анфилады. Восторженных отзывов было очень много.

Кризис чувствуете?

Еще как! В предыдущие годы посетители перестали есть бутерброды на скамейках, в прошлом году все вернулось: люди снова сидят с едой в парке, потому что рестораны не всякой семье по карману. Реже стали покупать сувениры, книги. Мы сейчас готовим три новых буклета — по Китайскому дворцу, дворцам Петра III в Ораниенбауме и Петра I в Стрельне. Посмотрим, как будут раскупаться.

Вы представляете себе социальный портрет вашего посетителя? Кого больше — организованных туристов или одиночек?

Организованных групп и самостоятельных посетителей у нас практически 50 на 50, почти 40% — иностранцы, но серьезных социологических исследований не проводим, это для нас сложно. Кстати, сейчас город подарил Петергофу четыре платные недорогие стоянки для частных автомобилей. Значит, будет больше семей, самостоятельных туристов.

Чем встречаете новый сезон?

Для нас главное событие года — межмузейный проект «Век музеев», посвященный 100-летию образования музеев в пригородных императорских резиденциях: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. В конце апреля у нас состоится большая конференция, в мае праздник фонтанов будет посвящен юбилею. Наше личное огромное событие — завершение серьезных работ в Ораниенбауме: после реставрации в конце мая открываем дворец Петра III, в начале июня — новые залы Китайского дворца. Это наше главное сокровище, за реставрацию которого отдельное спасибо «Газпрому». В нынешнем году у дворца юбилей — 250 лет! С автономной некоммерческой организацией «Центр подводных исследований Русского географического общества» будем делать выставку «Архангел Гавриил», освещающую историю поднятия со дна моря одноименного судна.

Что такое идеальный музей, с вашей точки зрения?

Я выросла в Эрмитаже, он для меня родной и идеальный, а с точки зрения организации и администрирования — Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Главные перспективы и направления развития музея-заповедника?

Самый главный для нас вопрос — транспортный, чтобы посетители приезжали сюда с удобствами, не уставшие. Но у города такой старый парк корабликов-метеоров — того и гляди развалится! К сожалению, в Ораниенбауме до сих пор нет комфортабельной парковки, и это сильно осложняет нам жизнь. Дорога в плохом состоянии, машины стоят вдоль шоссе километрами. Очень хочу, чтобы удалось побороть спекулянтов. Сколько предупреждаем: не покупайте билеты с рук! Но люди все равно попадаются на обман.

Еще через 100 лет каким вы видите Петергоф?

Таким же! Я вспоминаю роман Ивана Ефремова «Сердце змеи» о том, как астронавты после длительного путешествия возвращаются на Землю, подлетают к Ленинграду и видят те же дворцы, памятники, парки — и это настоящее счастье. Да, в музее может появиться больше электроники, но Петергоф должен оставаться таким же — ярким, праздничным, наполненным историей, неподражаемым.


Самые посещаемые парковые комплексы, архитектурные музееи-заповедники и кремли

Если музею повезло оказаться в древнем кремле или в парке, многие посетители приходят туда просто погулять. Особенно если за билет на выставку нужно платить, а за вход на территорию — нет. Поэтому в музеях такого рода общее число гуляющих может быть гораздо выше числа пришедших ознакомиться с экспозицией музея или посетить выставку. В Царицыне, где ведется учет обеих категорий посетителей, первых вчетверо больше, чем вторых. Сложно корректно сопоставить 5,3 млн заплативших за билеты в парки и музеи посетителей Петергофа и 6,3 млн бесплатно побывавших в Коломенском, Люблине и Измайлове. Поэтому данный рейтинг правильнее воспринимать как список лучших, а не как табель о рангах.

* С учетом посетителей территории, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 5 282 600 (около 5 000 000).
** С учетом посетителей территории, не покупавших билетов в музейно-выставочный комплекс, — 6 319 300 (6 280 700).
*** С учетом посетителей, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 2 330 511 (2 390 542).

Просмотры: 3419
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru