18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследникам жертв холокоста должны вернуть произведения Эгона Шиле стоимостью $5 млн

По словам адвоката наследников, постановление суда стало еще одним шагом по пути к возвращению собственности, утраченной в результате «крупнейшего в истории массового грабежа», однако дилер Ричард Нэги собирается подавать апелляцию

Нью-йоркский суд обязал лондонского дилера Ричарда Нэги вернуть две акварели Эгона Шиле наследникам погибшего в нацистском концлагере австрийского коллекционера еврейского происхождения.

«Женщина в черном переднике» (1911) и «Женщина, закрывшая лицо» (1912) общей стоимостью около $5 млн ранее находились в коллекции звезды кабаре Фрица Грюнбаума (1890–1941), который был арестован нацистами в 1938 году и отправлен в концентрационный лагерь Дахау, где погиб в 1941-м. После ареста артиста право распоряжения имуществом перешло к его жене Элизабет, которую вскоре выселили из их квартиры и вынудили подписать разрешение на инвентаризацию художественной коллекции Грюнбаума, включавшей более 500 произведений, среди которых была по меньшей мере 81 работа Шиле. В 1942 году Элизабет тоже погибла в концентрационном лагере.

Ричард Нэги, специализирующийся на немецком экспрессионизме, говорит, что приобрел эти акварели законным путем и что они перепродавались легально на протяжении всего времени, прошедшего с момента их продажи на швейцарском аукционе в 1956 году, на который их выставила сестра Элизабет.

Однако в постановлении, вынесенном в четверг 5 апреля, судья Чарльз Э. Рамос пришел к выводу о том, что эти аргументы не актуальны в свете ситуации, при которой произведения изначально покинули коллекцию. «Подпись, поставленная под дулом пистолета, не может служить легальным основанием для передачи собственности», — заявил он.

Рамос также не принял аргумент защиты о том, что на данную ситуацию не распространяется закон о реституции произведений искусства, экспроприированных во время холокоста (HEAR). Согласно этому закону, вступившему в силу в 2016 году, временной период, в течение которого наследники могут потребовать вернуть изъятые нацистами произведения, был увеличен до шести лет с момента первого обнаружения работ. Наследники Грюнбаума — Тимоти Рейф, Дэвид Френкель и Милош Вавра — обратились в суд после того, как обнаружили произведения на ярмарке Salon of Art + Design в нью-йоркском Арсенале в ноябре 2015 года. «Утверждение ответчика о том, что в данном случае закон о реституции произведений искусства неприменим, абсурдно, поскольку он был принят именно для подобных случаев, в которых речь идет о работах, незаконно конфискованных нацистами», — говорится в постановлении Рамоса.

Адвокат наследников Раймонд Дауд из Dunnington Bartholow & Miller считает, что такое решение суда — победа жертв холокоста и их родственников и что оно стало еще одним шагом по пути к возвращению собственности, утраченной в результате «крупнейшего в истории массового грабежа».

В свою очередь, представительница галереи Ричарда Нэги сообщила The Art Newspaper следующее: «Все аспекты приобретения этих работ Ричардом Нэги и их нахождения в его собственности всегда были прозрачны и тщательно задокументированы. Эти произведения искусства поступили из уважаемых коллекций и неоднократно экспонировались публично. Трагическая судьба Фрица Грюнбаума хорошо известна и заслуживает должного уважения. Но сам Ричард давно работает с творчеством немецких экспрессионистов; его собственная семья была вынуждена бежать, чтобы спастись от преследований, так что он особенно чутко относится к требованиям реституции и продолжает считать, что они должны рассматриваться по существу».

«Зная это, мы обратились к авторитетным специалистам по вопросам провенанса, связанного с холокостом: Софи Лилли, Лори Штайну и Линн Николас. Мы попросили их изучить вопрос и составить независимые отчеты по современным требованиям реституции. Если бы хоть один из них заключил, что эти произведения Шиле из коллекции Фрица Грюнбаума были изъяты нацистами, Ричард, не колеблясь, вернул бы их наследникам. Но ни один из экспертов не пришел к такому выводу, и для нас стало неожиданностью, что судья Рамос проигнорировал не только их заключения, но и решения Федерального суда США и двух независимых австрийских комиссий, ранее пришедших к выводу о том, что эта коллекция произведений искусства не была незаконно присвоена нацистами. Мы верим в то, что после апелляции все материалы, в том числе заключения экспертов, будут рассмотрены с должным вниманием», — продолжила она.

Дело Бакалара

В качестве аргумента в свою защиту Нэги привел дело 2005 года, когда Дэвид Бакалар, массачусетский предприниматель, переквалифицировавшийся в скульптора, выступал против того же Вавры и Леона Фишера (еще один наследник Грюнбаума). Бакалар настаивал на том, что является законным собственником произведения Шиле под названием «Сидящая женщина с согнутой левой ногой», которое он приобрел в 1963 году. В 2012 году, после продлившегося семь лет судебного разбирательства, Апелляционный суд второго округа вынес решение в пользу Бакалара на том основании, что наследники Грюнбаума слишком поздно заявили о своих претензиях на работу.

В этом деле также поднимался вопрос о том, было ли это произведение искусства незаконно конфисковано нацистами, ведь мы по-прежнему не знаем, где находилась коллекция Грюнбаума в период с 1942 по 1956 год, когда 50 работ оказались на торгах аукционного дома Eberhard Kornfeld, на которые их выставила сестра Элизабет Матильда Лукаш. Специалисты до сих пор не пришли в единому мнению: одни считают, что коллекция была незаконно присвоена нацистами, другие — что в период Второй мировой войны она была спрятана.

В заявлении, опубликованном в 2017 году, Нэги называет разбирательство, в котором он выступает в роли ответчика, «вторым делом Бакалара». «Это то же дело по иску, поданному теми же наследниками и их адвокатом касательно той же коллекции искусства, как и те, что они уже проиграли в двух судах в Австрии и в Федеральном суде в Нью-Йорке после полных слушаний по существу, — пишет Нэги. — Обе работы, фигурирующие в данном деле, были приобретены мной после того, как Федеральный суд Нью-Йорка вынес свое решение. Согласно этому решению, не существует свидетельств того, что произведения, проданные Матильдой Лукаш [свояченицей Фрица Грюнбаума] в 1956 году, были незаконно присвоены нацистами. Заявители сами признают, что эти акварели были в числе проданных на торгах 1956 года… Они не входят в число произведений искусства, конфискованных нацистами».

Между тем адвокат Дауд, также представлявший наследников Грюнбаума в деле Бакалара, сказал, что ожидал, что решение по данному делу будет иным благодаря недавно вступившему в силу закону о реституции произведений искусства. Кроме того, он обещает представить «неопровержимые» исторические доказательства, которые, по его словам, не были представлены в деле Бакалара.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+