The Art Newspaper Russia
Поиск

Чей Шиле — не решили

Две работы художника, принадлежавшие погибшему в Дахау еврейскому артисту-комику, пытаются отсудить его наследники. Предыдущие аналогичные иски были отклонены

Акварель Эгона Шиле "Женщина, закрывшая лицо" (1912) стала предметом очередного судебного разбирательства / COURTESY OF RICHARD NAGY

Акварель Эгона Шиле "Женщина, закрывшая лицо" (1912) стала предметом очередного судебного разбирательства / COURTESY OF RICHARD NAGY

Наследники Фрица Грюнбаума, собрание которого насчитывало почти 500 работ, в том числе 81 акварель Эгона Шиле, требуют вернуть им «Женщину в черном фартуке» и «Женщину, закрывшую лицо» 1911 и 1912 годов. Общая стоимость работ, изъятых со стенда лондонского дилера Ричарда Нэги на ярмарке Salon + Design Fair в Нью-Йорке в 2015 году, оценивается примерно в $5 млн. Дело принимает интересный оборот в свете вступления в силу «Закона о реституции искусства, конфискованного во время холокоста», который устанавливает срок давности — шесть лет с момента обнаружения объекта до подачи иска с требованием его возвращения. Спор за эти акварели практически аналогичен многолетней тяжбе вокруг другого рисунка Шиле из собрания Грюнбаума, которую наследники проиграли, так как слишком поздно заявили о своих правах. Однако главный вопрос и тогда и сейчас другой: действительно ли Грюнбаумы отдали коллекцию нацистам по принуждению?

В 1930-е годы рисунки Шиле принадлежали Фрицу Грюнбауму, артисту кабаре в Вене, который в своих скетчах высмеивал нацистов. В 1938 году, вскоре после захвата Австрии нацистской Германией, Грюнбаума отправили в концлагерь. Тщетно пытаясь выторговать разрешение на выезд из страны для себя и мужа, его жена Элизабет подписала все документы, передав имущество нацистам. Скончался Грюнбаум в Дахау в январе 1941 года. Его супруга была выслана и через год умерла в лагере под Минском. Собрание неожиданно объявилось в 1956 году в Швейцарии на аукционе Eberhard Kornfeld. Тогда на торги было выставлено около 50 работ, владелицей которых, по документам, являлась Матильда Лукаш, сестра Элизабет. Информации о том, где коллекция находилась между 1942 и 1956 годом, практически нет. Многие считают, что она была не конфискована, а спрятана во время войны и уже после попала к Лукаш и ее мужу.

Адвокат Раймонд Дауд, представляющий интересы наследников Грюнбаума, после вступившего в силу «Закона о реституции искусства» надеется, что дело решится в пользу его клиентов. Дауд также пообещал предоставить некие «бесспорные доказательства» изъятия коллекции нацистами. Нэги, в свою очередь, отмечает, что клиенты Дауда уже проиграли в двух арбитражных судах в Австрии и в Федеральном суде в Нью-Йорке. Скептически настроен и Роберт Хольцбауэр, занимавшийся провенансом работ в Фонде Рудольфа Леопольда в Вене. Он сомневается в том, что действительно появились новые свидетельства, и напоминает, что иски с требованием вернуть работы Грюнбаума подавались против Музея Леопольда в 2010 году и Альбертины в 2015 году, однако в обоих случаях были отклонены.

Материалы по теме
Просмотры: 2334
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
6
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
7
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
8
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru