The Art Newspaper Russia
Поиск

Теоретические переживания Льва Юдина

Дневники и переписка незаурядного художника, аналитика и ученика Малевича впервые опубликованы полностью

Толстое — 902 страницы — издание дневниковых записей и переписки художника Льва Юдина является результатом образцового научного исследования. Ирина Карасик, один из авторитетных специалистов по русскому авангарду, опубликовала наследие художника с подробнейшими комментариями и уточнениями. Пояснительных текстов, набранных мелким шрифтом, в книге, похоже, больше, чем собственно документов, а написанные публикатором две короткие вступительные статьи очень емко и точно представляют непростой характер Юдина и его разнообразные художнические поиски.

«Мне так хочется быть хоть мельчайшей звездочкой в НЕБЕ, чем важным звездочетом на башне. Ковылять своим маленьким путем, чем следить пути великих», — этой цитатой из письма (предположительно 1926 года) Юдина близким друзьям Константину Рождественскому и Анне Лепорской начинается книга. Однако вошел в историю русского искусства Лев Юдин прежде всего как ученик великого — Казимира Малевича, то есть остался звездочетом, хотя и его собственные художественные достижения тоже отмечены звездочкой.

Жизнь его была коротка: Юдин погиб на фронте в первом же своем бою, когда ему только исполнилось 38 лет. Но, как пишет Карасик, «успел вырасти в самостоятельного, глубокого и разностороннего мастера». Часть его работ утеряна, осталось немного картин и графики, в том числе книжной и журнальной (прежде всего связанной с обэриутами). Все это воспроизведено в издании, а дневниковые записи — факсимильно, с многочисленными эскизами и зарисовками. Так что дневники и письма, полные размышлений о характере и задачах искусства — общего и собственного, погружают читающего именно во внутренний мир художника, в его переживания, а не в холодное теоретизирование и умственный анализ, хотя по складу ума и характера он был именно теоретиком и аналитиком.

Записи Юдина полны отчаяния и недовольства собой. «Вечер. Работал. Ничего не выходит. Пока только четыре рисунка старых меня удовлетворяют. После них все вещи слабы, необдуманны, пусты и ничтожны» (запись 1921 года). «Почему я не могу сделать просто того, что хочется. Запутался в тайнах живописи» (1932 год). «Как бы то ни было, я уверен, что так писать (беспорядочно), как я писал, дальше невозможно» (1937 год). Депрессивных записей много, но много и их противоядия, порывов вырваться из тупика: попробовать новое; писать «затаив дыхание, с отчаянием и удовольствием»; если что-то не получилось, «будем искать дальше»; находить поддержку у классиков («Как ни странно, в какой-то мере мысль о Сурикове заставляет писать грубее, шире, прямее»); восхищаться современниками («Клее молодец». «Макс Эрнст. Что ни говори, а это молодцы ребята»).

Но главный герой Юдина, его первый учитель и кумир — Казимир Малевич. Именно относящиеся к нему записи уже публиковались в различных изданиях. «Дневники взрослого Юдина запечатлели идеи и художественные пристрастия Малевича, манеру его речи, специфику аналитической аргументации», — пишет Ирина Карасик. Естественно, ценность его свидетельств велика, и не только «взрослых», но и юношеских. Юдин стал учеником Малевича в 17 лет в Витебске. На групповых фотографиях членов Уновиса он смотрится лопоухим мальчиком среди молодых, но уже взрослых людей. Вслед за учителем Юдин уехал в Петроград, учился во Вхутемасе, ассистировал Малеви­чу в Гинхуке и, хотя потом ушел от супрематизма, по-человечески оставался верен ему всю жизнь.

Книга Льва Юдина «Сказать свое…» вышла в издательстве «Русский авангард» тиражом 500 экземпляров. Она рассчитана прежде всего на исследователей, для них составлены многочисленные примечания, но это открытая для всех книга. Она не дает картину времени, но показывает пример, как можно жить искусством, если относиться к нему осознанно. 

Материалы по теме
Просмотры: 1603
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
4
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
5
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
8
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
9
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
10
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru