The Art Newspaper Russia
Поиск

Еще раз про архитектуру модерна в Санкт-Петербурге

Борис Кириков завершает авторскую каталогизацию петербургской архитектуры начала ХХ столетия. В фокусе третьего тома — сверхмодный градостроительный стиль эпохи

Заключительная часть этого трехтомника называется «Общественные здания. Книга вторая». Предыдущие тома — «Особняки и доходные дома» и первая книга, посвященная общественным зданиям, — выдержали уже не одно переиздание и стали библиографической редкостью. Борис Кириков не только крупнейший историк архитектуры Петербурга — он много лет работал в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Благодаря его трудам почти 2 тыс. памятников архитектуры города получили охранный статус, право на реставрацию и, таким образом, сохранились для потомков.

Модерн в архитектуре — предмет особой любви Кирикова. Еще в 1960–1970-е годы, когда модерн называли «упадническим стилем», недостойным изучения и сохранения, он самостоятельно составил список из 800 зданий, построенных в Петербурге в начале XX века, обходя город квартал за кварталом. В годы перестройки появилась мысль выпустить книгу-справочник «100 памятников петербургского модерна». Но, как рассказал корреспонденту TANR сам Борис Михайлович, в процессе работы над ней текст начал разрастаться, появилась необходимость отделить особняки от доходных домов и культовых сооружений, и стало очевидно, что легкомысленным справочником для описания архитектуры модерна в Петербурге не обойтись, требуется многотомное издание.

Однако встреча с профессиональным издательством, которое бы взялось за такой труд, состоялась лишь на рубеже тысячелетий. Первый том, «Особняки и доходные дома», увидел свет в 2003 году. Он практически сразу был распродан и переиздавался с тех пор шесть раз. Следом с большим перерывом появилась первая книга, посвященная общественным постройкам: она вышла в 2011 году и уже тоже выдержала несколько переизданий. В первом томе — 50 глав, каждая из которых рассказывает об одном объекте, во втором и третьем томах — по 25 глав, каждый объект рассматривается наряду с аналогичными ему или противостоящими. В результате создается архитектурно-исторический контекст, который очень важен для понимания архитектуры города в целом.

В недавно вышедшую вторую книгу «Общественных зданий» включены строения второй половины 1900-х годов, периода зрелого и позднего модерна. Это такие известные сооружения, как универмаг у Красного моста, знаменитый Au Pont Rouge, возведенный в 1906–1907 годах по проекту архитекторов Владимира Липского и Константина Рошефора, или дом Мертенса 1911–1912 годов на Невском проспекте — проект Мариана Лялевича.

Наряду со знаменитыми и сохранившимися памятниками в книге Бориса Кирикова можно прочитать и об утраченных. Например, о снесенной несколько лет назад бывшей столовой Балтийского завода на Среднем проспекте Васильевского острова. Это было уникальное сооружение из монолитного железобетона, современное и красивое по рисунку. В том же интерьере находилась церковь Балтийского завода. Таким образом, было сформировано единое пространство, которое служило и церковью, и столовой, местом вкушения пищи телесной и духовной. Или еще пример. Вряд ли уже кто-то помнит, что на месте стадиона «Динамо» находилось деревянное здание спортклуба Северного банка. Оно еще стояло в 1960-е годы, потом его снесли — и теперь лишь благодаря книгам Кирикова можно узнать о нем и о других утраченных постройках.
Особое место в книге отведено храмам разных конфессий. Здесь можно подробно познакомиться с историей строительства храма Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке, созданного архитектором Марианом Перетятковичем совместно с Леонтием Бенуа в 1903–1909 годах. Отдельные главы посвящены Буддийскому дацану (1909–1915) архитектора Гавриилы Барановского и соборной мечети (1909–1913) Николая Васильева.

Впрочем, книга Бориса Кирикова рассказывает не только об отдельных зданиях и сооружениях, перечисляя имена архитекторов и инженеров. Автор поднимает и серьезные вопросы истории архитектуры Петербурга, возникшие в предреволюционную эпоху: скажем, тему борьбы модерна с традиционным для города классицизмом и нарождающимся конструктивизмом.

Сейчас, по информации корреспондента TANR, обсуждается вопрос о переиздании всей трилогии, посвященной архитектуре модерна в Петербурге. 

Просмотры: 2767
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru