The Art Newspaper Russia
Поиск

Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце

Легко представить, что наше время назовут когда-нибудь периодом «всеобщей оскорбленности», охваченным «эпидемией подозрительности», а характерным признаком его объявят «синдром тотальной бдительности». И в описании его, возможно, «казус Полисского» займет почетное место. 

Внезапно разгоревшийся и быстро потушенный, будем надеяться, масленичный скандал в Никола-Ленивце знаменательно объединил консерваторов и западников, верующих и атеистов. Одни возмутились, что сжигали храм (кощунство), другие — что католический (поддержка государственного антизападничества). И те и другие оказались повышено бдительны. И те и другие увидели в форме — готического собора — содержание, в масленичной игре — ритуал. Неосвященное, без креста и внутреннего пространства для молитвы сооружение приняли за храм. Потому что форма в массовом сознании привычно принимается за суть. Это как праздник Крещения Господня оказывается в интерпретации центральных телеканалов обязательным ночным купанием в проруби, а если погода плюсовая и прорубь прорубить невозможно, то и праздника нет. Работающим на телевидении трудно не заразиться таким видением.

Игра с архитектурной формой, ее профанирование, воспроизведение народными умельцами из подручного, земного материала типичных или знаковых архитектурных форм и зданий — многие годы тема Полисского. Решая чисто формальную задачу, исследуя узнаваемость формы, он превратил Никола-Ленивец в уникальный — нигде в мире такого нет — ландшафтный парк. Место утверждения всемирной русской архитектурной отзывчивости. И парк этот стал явлением культуры, потому что культуре, а не религии принадлежит форма. 

Масленица — русский карнавал, давно уже потерявший свое средневековое содержание. Масленица в Никола-Ленивце совсем не тот праздник, о котором писал Михаил Бахтин в книге о народной смеховой культуре, в нем давно нет никакого язычества и кощунства. Он тоже только воспроизведение формы центрального масленичного ритуала — сжигания чучела. В данном случае архитектурного. Правда, красивого. Что делать, у Полисского ирония эстетична. 

В одном из фейсбучных обсуждений художник Юрий Альберт в ответ на реплику кого-то из оскорбленных написал, что кощунство видеть в вениках храм. И тут впору бы оскорбиться на оскорбленных и призвать их к ответу за разжигание недобрых чувств. Полисский поступил иначе — попросил прощения. И только это его раскаяние в Прощеное воскресенье переводит случившееся в сферу религиозную, христианскую.

И еще принято говорить, что для понимания современного искусства нужно его знать. Иногда — да, но для понимания объектов в Никола-Ленивце никаких изучений не нужно, они всем понятны. Надо только понизить градус бдительности, что просто необходимо для сохранения душевного здоровья, личного и общественного.

Просмотры: 6586
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru