The Art Newspaper Russia
Поиск

Московская Фотобиеннале демонстрирует визуальную силу

Московская Фотобиеннале — главный отечественный фотофестиваль и своеобразный отчет Мультимедиа Арт Музея о проделанной работе; в этом году она к тому же десятая, то есть юбилейная. Основные проекты показывают в здании музея на Остоженке и в Манеже, мелкую россыпь экспозиций — по всему городу.

Отбор серий и проектов самых разных жанров и видов довольно хаотичен, зато отечественный зритель может увидеть множество крупных выставок, которые только- только прошли по всему миру. Они прихотливо нанизаны на оси трех тем: в этом году это «Великобритания в фокусе», «Звездное небо» и «Сила визуального искусства». И хотя часть выставок вроде поразивших знатоков Фотографических эссе Александра Слюсарева в нетипичной для автора технике печати уже закрылась, большинство экспозиций будет доступно до конца апреля, а некоторые до июня. Основное внимание приковано к англичанам: 2014-й — перекрестный Год культуры Великобритании и России. Главная выставка биеннале — Другой Лондон. Это групповой портрет английской столицы 1930–1980-х глазами иностранцев — работы из полуторатысячного собрания коллекционеров Эрика и Луизы Франк. Две трети его, кстати, передается в дар лондонской галерее Тейт, и этот, самый дорогой фотоподарок в ее истории — сенсация двухлетней давности. Экспозицию уже показали в Лондоне; для Москвы был сделан специальный отбор. Жизнь города, на наших глазах превращающегося из довоенной столицы империи в свингующий центр модного мира, представлена в снимках фотографов-эмигрантов, беженцев, репортеров и просто туристов Эллиотта Эрвитта, Анри Картье-Брессона, Мартины Франк, Марка Рибу и многих других. Парадоксы английского характера и лондонские аномалии: эксцентричность и чопорность, островная замкнутость и экспансивная, всеядная демократичность, манерная застегнутость на все пуговицы и готовность принять на борт современного Ноева ковчега каждой твари по паре — пропущены сквозь двойное горнило восхищения и социальной критики, стереотипов и индивидуальной манеры каждого автора.

Среди других британских выставок Фотобиеннале — проекты эксцентричного Криса Шоу. Его Ночной портье — черно-белая серия, сделанная в 1990-х, когда бездомный Шоу нанялся в один из центральных лондонских отелей и фотографировал там из-под полы постояльцев, звезд и проституток. Выхватывающий куски реальности взгляд одуревшего от бессонницы автора, как и полные утонченного сарказма подписи, не назовешь добрыми: острота современного западного искусства здесь смешана в равных долях с японской фотографией а-ля Араки и наблюдательностью документалиста, заснявшего голый зад случайно захлопнувшего дверь номера пьяного гостя или уснувшего на посту коллегу. И все же кошачьей лапой берет за сердце странная мягкость — своего рода сочувствие к героям такого же нелепого и ни на йоту не возвышающегося над ними автора. В Москве также показывают снимки трех членов фотообъединения Magnum: Земля моего отца — поэтический взгляд на Уэльс Дэвида Херна, Воспоминания Фи- липпа Джонса Гриффитса — английские зарисовки, своеобразный контрапункт его военным кадрам из Вьетнама, и Англия, моя Англия Криса Стил-Перкинса. Наконец, стоит отметить Пейзажные этюды Саймона Робертса — серию, одновременно вдохновляющуюся Мартином Парром и сделанную ему в пику.

За раскрытие второй темы фестиваля, «Сила визуального искусства», отвечает мощный аккорд исторических выставок, которыми Фотобиеннале была сильна всегда. Чудесная, напоминающая волшебную шкатулку ретроспектива Эрвина Блюменфельда — 268 работ 1910– 1960-х — приехала прямиком из Парижа, где она с триумфом прошла в Национальной галерее Жё-де-Пом. Тот, кто знает Блюменфельда лишь как фотографа моды, будет изумлен: фэшн занимает здесь весьма скромное место. Основное пространство отдано его ранним рисункам и экспериментам с искажениями и соляризацией, ню и портрету, архитектурной съемке и злободневным аллегорическим откликам на происходящее в родной Германии, а также документам и цитатам из автобиографии. Многогранность таланта — а, помимо визуальных искусств, Блюменфельд пробовал свои силы, например, в литературе, — напоминает ренессансных «универсальных гениев», в том числе блестяще найденным стыком между творчеством и коммерцией.

В пандан к ретроспективе Блюменфельда представлены выставки Двойник жизни Андре Кертеша и экспозиция работ Андре Штайнера. Оба были очарованы знаками современности — чудесами инженерной мысли и технологий, отражаемыми в приемах, освобождающих изображение от гнета традиции: фрагментации и наслаивании, искажении привычных объектов и текучести формы. Штайнер считал себя, скорее, техником, безгранично веря в прикладную научную работу, которая позволит точно дозировать визуальные эффекты. Его снимки в жанре ню и спортивные этюды выдают прекрасное знание анатомии, однако кажутся суховатыми. Кропотливая фотофиксация деталей Кертешем и его опыты пластического преображения реальности поэтизируют современный мир, ежедневно предоставляющий материал для удивительных фантазий.

Выставка, которую ни в коем случае нельзя пропустить, — Портфолио Дианы Арбус. Она прославилась на весь мир в конце 1950‑х — 1960-х образами надломленных и «неправильных». В отличие от более ранних реформаторов с камерой вроде Якоба Рииса и Льюиса Хайна, у Арбус вместо социального оптимизма мы видим ту часть «не-нормы», которая вряд ли может быть изменена. Нынешняя выставка — десять самых канонических фотографий, которые отобрала она сама в 1970-м, за год до самоубийства. Работы Арбус впервые показывают в Москве; кураторы МАММ надеются, что в ближайшие годы удастся привезти и более крупную ретроспективу ее работ.

Среди других экспозиций фотоклассиков — Американская история Гордона Паркса и ретроспектива Рене Бурри. Оба автора — документалисты «с миссией», заинтересованные в социальных и политических переменах. Начавший свою карьеру в конце 1930-х — начале 1940-х американец Паркс — борец с расовой дискриминацией, один из участников знаменитой миссии FSA, а позже многолетний автор журнала Life, создавший галерею образов знаменитостей вроде Барбары Стрейзанд и Мохаммеда Али, а также безвестных, но типических героев эпохи. Он также прославился фэшн-съемкой, документальными и игровыми фильмами (он был первым знаменитым темнокожим режиссером Голливуда) и как сочинитель музыки и поэзии. Американская история — большая ретроспектива Паркса. Швейцарец Бурри — фотограф и режиссер-документалист, один из авторов объединения Magnum (он стал его членом в 1959 году), публиковавший свои репортажи в ведущих изданиях эпохи. Наиболее известны его снимки Че Геварры, сделанные в 1963 году.

Изящной виньеткой обрамляют эти ретроспективы классиков две другие экспозиции. Биби рассказывает фотоисторию о Жаке-Анри Лартиге и его первой жене. Серия Женщины прекрасны Гарри Виногранда — первая выставка его работ в Москве.

Сегмент современной фотографии представлен на фестивале в целом несколько скромнее. По нему трудно составить целостное впечатление о мировых тенденциях, но интересных выставок приехало немало. Помимо уже упомянутых английских серий, это, к примеру, расплывчатые снимки проекта Небеса необетованные австрийской художницы Евы Шлегель — наглядная иллюстрация к работам теоретиков искусства о конце «эпохи репрезентации », о невозможности четко представить окружающий мир и Вселенную. Рядом впечатляющие визуализации Затемненных городов Тьерри Коэна и 83 дня темноты голландца Нильса Стомпса — документальный проект об установке на альпийском склоне гигантского зеркала, перенаправляющего солнечный свет в зажатую горами итальянскую деревню Виганелла, до этого жившую в темноте в течение почти трех месяцев в году. Все эти экспозиции отвечают за раскрытие третьей темы Фотобиеннале — «Звездное небо».

Слияние и пересечение границ разных видов искусств, обозначаемые сейчас модным словом «трансмедийность», представлены Звучащей фотографией французского фотографа, кинорежиссера и писателя Алена Флейшера. Его интересует стык фотографии, кино, музыки, живописи и текста, о чем можно также узнать из вышедшего в Вильнюсе аккурат к московской Фотобиеннале сборника его работ на русском Лаборатория времени. Бывший бодибилдер, чемпион Франции 1997 года Марсьяль Шеррье работает с фотографией, живописью и своим телом, изучая его изменчивость и собственный нарциссизм (Катастрофа тела). Американка иранского происхождения Ширин Нешат показывает, как фотография может преобразовать городскую среду: ее инсталляция Не спрашивай, куда ушла любовь изначально была сделана для станции «Толедо» неаполитанского метрополитена и была частью амбициозного проекта Станции искусства под руководством куратора Акилле Бонито Оливы. Также стоит взглянуть на ретроспективу южноафриканского автора Роджера Баллена (Страна теней), еще одну серию на стыке фотографии и живописи — Трансгрессивная утопия Оука Лееле — и новый проект плодовитой Сары Мун 5Н-5. Наконец, любителям творчества звезд будет интересно увидеть персональную экспозицию актрисы Джессики Лэнг.

В отличие от предыдущих лет, когда кураторы МАММ показывали амбициозные исторические проекты (вроде Первоцвета в 2008‑м), российская фотография в нынешнем году представлена в основном современностью, в том числе в рамках параллельной программы. Исключение — выставки работ Моисея Наппельба- ума Ателье и «русского швейцарца» Ивана Бианки. Ученикам и знатокам творчества недавно ушедшего Александра Лапина адресована экспозиция в Манеже.

Российская же современность представлена талантливыми молодыми авторами, взращенными «Фотодепартаментом» и Школой Родченко. Дача/Сад Анастасии Богомоловой — берущий за живое проект, в котором расположенные бок о бок снимки ростков, письма бабушек, садовые инструменты и растения в горшках становятся мощным социальным высказыванием, а Русские интерьеры Анастасии Цайдер — кропотливое, в бехеровском духе исследование общественных пространств. Также зрителей ожидают кадры из новых серий Юлии Борисовой (Заглянуть в нее), проект о трейн-бомберах Алексея Патролы (Призраки), выставка-конструктор Пропаганда фотографирования группы ЕлиКука и многое другое.

Просмотры: 1532
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
4
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
5
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
6
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
7
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
8
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
9
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
10
Герхард Рихтер создал маятник Фуко для церкви в Мюнстере
Инсталляция, подаренная художником муниципалитету, посвящена «маленькой победе науки».
19 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru