The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II

Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых»

Большая выставка, более 500 произведений, об императрице из музейной серии «Сага о Романовых», включающая живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, интересна прежде всего показом двух десятков портретов Екатерины II. Известный исследователь русского гравированного портрета Дмитрий Ровинский собрал более 500 ее изображений, выявив 14 типов у разных художников. Многие копировались и гравировались. Современные исследователи выделяют типы Федора Рокотова, Александра Рослина, Пьетро Ротари, Вигилиуса Эриксена и комбинации Рокотов (голова) — Рослин (все остальное).

В первую очередь любопытны «исходники» из собрания Русского музея. На портрете Эриксена (после 1762 года) императрица изображена в мундире Преображенского полка на коне Бриллианте. На портрете Михаила Шибанова 1787 года — в красном дорожном костюме и соболиной шапке со шлыком. Полотно Дмитрия Левицкого «Императрица Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783) создано по программе, сочиненной Николаем Львовым, архитектором и литератором, человеком эпохи Просвещения. Продумано все: от лаврового венца, знака богов, вместо привычной короны до жезла Меркурия, аллегории защитницы торговли. Федор Рокотов изобразил государыню в горностаевой мантии с георгиевской лентой по случаю учреждения ордена Святого Георгия.

Крепостной художник Иван Аргунов писал Екатерину не с натуры, а по типу Ротари, но в 1762 году стал автором первого императорского портрета. Другой коронационный портрет, Стефано Торелли, где Екатерина изображена в большой короне от Позье, создан чуть позднее, между 1763–1766 годами, и получился суше и официальнее.

Галерею образов Екатерины Великой завершает портрет Иоганна Баптиста Лампи Старшего (1793). И после 30 с лишним лет царствования императрицу беспокоила легитимность ее нахождения у власти. Левой рукой она указывает на портрет Петра I как своего предшественника, рядом с ней установлены фигуры льва и орла, символы власти, а за ее спиной — аллегорические женские фигуры: Сила с колонной и Благоразумие со змеей и зеркалом.  

Русский музей
Екатерина Великая в стране и мире
16 февраля – 28 мая

Материалы по теме
Просмотры: 2553
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru