The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей отмечает юбилей Генриха Семирадского «итальянской» выставкой

Наиболее известные картины главного русского академиста XIX века покажут в окружении работ его единомышленников, которые обосновались одновременно с ним в Риме

Оргии и вакханалии, пиры и жертвоприношения — в картинах художников-академистов Античность выглядит как dolce vita, даже если это сцена казни. Грешники и святые, сатрапы и мученики, рабы и цари — все, кажется, одинаково прекрасны, как будто написаны специально для старинного календаря Pirelli. За эстетический террор и преклонение перед красотой Генриха Семирадского (1843–1902) обожали цари и недолюбливали передвижники, которые называли его не иначе как «чертополохом, от которого нужно избавиться». Самый авторитетный русский художественный критик XIX века Владимир Стасов считал его безнадежным классиком и сетовал, что «итальянщина его заела». Илья Репин обозвал его шарлатаном, а главный отечественный коллекционер Павел Третьяков отказывался покупать картины Семирадского, не считая того русским художником. И вовсе не потому, что по происхождению Семирадский был поляком. Просто ему действительно красота античного мира и Италии была милее родных осин. Его не волновали ни судьба крестьянства, ни тяжелая доля сирот, он не критиковал власть и не сочувствовал народовольцам. Золотой век человечества ему был куда ближе, чем «правда жизни». 

Почти 30 лет Семирадский прожил в Риме, куда приехал в 1872 году и который стал его землей обетованной, где каждый камень был источником вдохновения. Именно в Риме вокруг Семирадского сплотился круг его единомышленников. Степан Бакалович, Владимир Беклемишев, Михаил Боткин, Федор Бронников, Николай Лаверецкий, братья Александр и Павел Сведомские были такими же пленниками классической красоты, как и он сам. Художники поддерживали дружеские отношения и встречались в римском кафе Greco. Впрочем, исключая скульптора Марка Антокольского, никому из поклонников стиля «нео­грек» не удалось добиться славы Семирадского. Большинство из них так и остались в истории его эпигонами, хотя, возможно, нынешняя выставка станет поводом пересмотреть эту точку зрения. По крайней мере одна сенсация там точно будет: с реставрации вернется картина Вильгельма Котарбинского — гигантская «Оргия». Холст пролежал в рулоне в хранилище Русского музея аж 90 лет, заклеенный с лицевой стороны оберточной бумагой. Находка стала сюрпризом даже для сотрудников музея, которые определили автора в процессе реставрации. 

Пренебрежительное отношение к академизму длилось почти 100 лет. А ведь в 1889 году, чтобы увидеть персональную выставку Семирадского, в Академию художеств пришло 30 тыс. человек. Прямо с выставки его шедевр «Фрина» купил главный коллекционер работ мастера Александр III, положив тем самым начало коллекции Русского музея. Но, несмотря на грандиозный успех, сладкие грезы о потерянном рае довольно скоро вышли из моды. Академизм считался образцом дурного вкуса вплоть до 1990-х годов, когда были оправданы сентиментализм и китч. Соблазн и роскошь, столь любимые академистами, оказались близки по духу искусству 2000-х, опять полюбившему гламур. Тогда же пережил свой ренессанс и академизм.  

Государственный Русский музей
Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме
20 декабря – 2 апреля 2018

Материалы по теме
Просмотры: 3982
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru